Руководство ZAZ Vida

5.1.7 Коленчатый вал, маховик, коренные и шатунные вкладыши, манжеты коленчатого вала автомобиля ЗАЗ Vida

 

Коленчатый вал двигателя полноопорный, отлит из специального высокопрочного чугуна.

 

Коленчатый вал двигателя ЗАЗ Вида

1 — вал коленчатый; 2 - пробка.

 

Номинальный диаметр коренных шеек вала 50 мм, а шатунных - 45 мм. Для повышения износостойкости рабочие поверхности коренных и шатунных шеек закалены токами высокой частоты на глубину 2...3 мм. Коленчатый вал динамически отбалансирован (допустимый дисбаланс не превышает 15 гхсм).
Радиус кривошипа коленчатого вала составляет 36,75 мм.

Диаметральный зазор между коренными шейками вала и их вкладышами составляет 0,040...0,089 мм что обеспечивает циркуляцию масла и безударную работу соединения без выдавливания слоя смазки.

Осевая фиксация коленчатого вала производится упорными полукольцами, установленными в торцах гнезда подшипника третьей коренной шейки в блоке. Осевой зазор в этом соединении равен 0,05...0,30 мм.

 

Носок коленчатого вала со шкивом ЗАЗ Вида

Носок коленчатого вала со шкивом

1 - вал коленчатый; 2 - шпонка сегментная; 3 - гайка М20 х 1,5; 4 - шайба; 5 - шкив ведущий коленчатого вала; 6 - внутренний кожух плоскозубчатого ремня; 7 - корпус масляного насоса; 8 - прокладка; 9, 10 - ведомая и ведущая шестерни масляного насоса; 11 - манжета; 12 - крышка масляного насоса; 13 - шкив привода генератора.

 

Проверка технического состояния коленчатого вала

1. Снятый с двигателя коленчатый вал тщательно промыть, вывернуть пробки масляных каналов шатунных шеек и очистить внутренние масляные полости. Продуть их сжатым воздухом. Осмотреть состояние коренных и шатунных шеек коленчатою вала на отсутствие грубых рисок, натиров, следов прихвата или повышенного износа, а также состояние резьбы во фланце для болтов крепления маховика - она не должна быть деформирована; проверить, нет ли трещин на фланце коленчатого вала, у резьбовых отверстий.

2. Проверить сохранность резьбы под гайку крепления шкива генератора.

3. При нормальном состоянии коленчатого вала по результатам осмотра, его годность к дальнейшей эксплуатации определяется замером коренных и шатунных шеек.

4. Произвести замеры шеек коленчатого вала в двух взаимо- перпендикулярных плоскостях по двум поясам на расстоянии 1/4 общей длины шеек. Полученные размеры сопоставить с размерами коренных и шатунных подшипников. Если зазоры в коренных и шатунных подшипниках не более 0,12 мм, а овальность и конусность шеек не превышает 0.01 мм (овальность и конусность шеек нового коленчатого вала не более 0,005 мм), то коленчатый вал может быть оставлен для дальнейшей эксплуатации со старыми вкладышами. О критериях замены вкладышей шатунных подшипников сказано ниже.

5. Если зазоры в коренных и шатунных подшипниках близки к предельно допустимым, но размеры шеек не менее: коренных - 49,974 мм, а шатунных - 44,974 мм, то коленчатый вал может быть оставлен для дальнейшей эксплуатации с новыми коренными и шатунными вкладышами.

 

Примечание
/При первой смене коренных и шатунных вкладышей обычно устанавливают вкладыши номинального размера./

 

6. При износе коренных шеек коленчатого вала - до размера менее 49,974 мм и шатунных шеек - до размера 44,974 мм или при существенных дефектах по визуальному осмотру, коленчатый вал подлежит замене или ремонту.

 

Примечнаие
/Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек с уменьшением на 0,125, 0,25 и 0,5 мм против номинального размера./

 

7. При этом перешлифовывать следует все коренные либо все шатунные шейки. Радиус галтелей для всех коренных шеек выдержать 2,5-0,2 мм, для шатунных шеек - 2,7-0,3 мм.

8. После обработки все каналы очистить от стружки и промыть.

9. Обработанные шейки коленчатого вала должны соответствовать следующим условиям:

- шероховатость поверхности должна быть не выше 0,32 мкм;

- отклонение от параллельности осей шатунных шеек вместе с отклонениями от геометрической формы при опоре на крайние коренные шейки не должна превышать 0,04 мм на длине 100 мм;

- конусообразность, бочко- образность, седлообразность, овальность и огранка поверхностей коренных и шатунных шеек не должна превышать 0,005 мм;

- биение второй, третьей и четвертой шеек при установке на крайние коренные шейки не должно превышать 0,03 мм.

Если в результате перешлифовки диаметры шеек коленчатого вала были уменьшены и вкладыши ремонтного размера окажутся непригодными, то при очередном ремонте необходимо собратьдвигательсновым валом. Для такого случая в запасные части поставляется коленчатый вал без маховика, отбалансированный динамически (допустимый дисбаланс не более 15 г*см).

 

1 - обод маховика; 2 - штифты установки кожуха сцепления; 3 — информационный зубчатый венец.


Вкладыши коренных подшипников
Тонкостенные, сталеалюминиевые, с радиальными отверстиями для прохода масла. Верхние и нижние вкладыши каждого подшипника одинаковые (для исключения возможности проворачивания имеются усы).
Вкладыши 1,2,4 и 5-го подшипников (ширина 17,76...18,0 мм) имеют на внутренней поверхности кольцевые канавки для непрерывной подачи масла к шатунным шейкам.
Вкладыши 3-го коренного подшипника такой канавки не имеют и отличаются большей шириной (21,76...22,0 мм).


Вкладыши шатунных подшипников
Тонкостенные, сталеалюминиевые. Верхние и нижние вкладыши взаимозаменяемы (для исключения проворачивания на них выполнены усы).


Проверка и замена вкладышей коренных и шатунных подшипников
При оценке состояния вкладышей следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет зади- ров, выкрашиваний антифрикционного сплава и вдавленных в сплав инородных материалов.
Для замены изношенных или поврежденных вкладышей в запасные части поставляются вкладыши коренных и шатунных подшипников номинального и трех ремонтных размеров комплектно (в количестве, необходимом на один двигатель).
Вкладыши ремонтных размеров отличаются от вкладышей номинального размера, уменьшенным на 0,125, 0,25, 0,5 мм внутренним диаметром. Наружный диаметр всех вкладышей одинаков. Вкладыши коренных подшипников и вкладыши шатунов ремонтных размеров устанавливаются только после перешли- фовки шеек коленчатого вала. Вкладыши коренных подшипников рекомендуется менять все одновременно, чтобы избежать повышенного прогиба коленчатого вала. При замене вкладышей коренных подшипников необходимо проследить за правильной установкой вкладышей и совпадением отверстий для подвода смазки.

После замены вкладышей как с одновременной перешлифовкой шеек коленчатого вала, так и без нее следует обязательно проверить диаметральный зазор в каждом подшипнике. Это позволит проверить правильность выбора вкладышей и подшипников.
Проверку диаметральных зазоров в подшипниках производить измерением диаметров шеек коленчатого вала и соответствующих подшипников с последующими несложными расчетами.
Диаметр коренных подшипников и подшипников нижней головки шатуна измеряют при вложенных вкладышах и затянутых с необходимым усилием болтов.


Примечание
/Для замера диаметров коренных подшипников и нижней головки шатуна их необходимо собрать на оправке диаметром 50 002 мм и 45_002 мм соответственно./


Диаметральные зазоры между шейками коленчатого вала и подшипниками должны находиться в пределах 0,040...0,089 мм для коренных подшипников и 0,030...0,076 мм для шатунных.


Внимание
/Тонкостенные сменные вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены с высокой точностью. Требуемая величина диаметрального зазора в подшипнике обеспечивается только надлежащими диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте двигателя меняют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается. Из сказанного также следует, что для получения требуемого диаметрального зазора в подшипнике запрещается спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, а также устанавливать прокладки между вкладышем и его посадочным местом.
Невыполнение указанных требований приводит к нарушению правильности геометрической формы подшипников, ухудшению теплоотвода от них и ускоренному отказу вкладышей в работе. /

 

Двигатель объемом 1.3 л (МЕМЗ 307) - Содержание

5.1.1 Технические и эксплуатационные данные

5.1.2 Снятие и установка головки цилиндров
5.1.3 Снятие и установка оси коромысел и коромысел без снятия двигателя с автомобиля
5.1.4 Снятие и установка распределительного вала без снятия двигателя
5.1.5 Особенности конструкции и проверка технического состояния блока цилиндров двигателя
5.1.6 Шатунно-поршневая группа автомобиля
5.1.7 Коленчатый вал, маховик, коренные и шатунные вкладыши, манжеты коленчатого вала
5.1.8 Газораспределительный механизм и головка цилиндров
5.1.9 Регулировка зазоров в механизме привода клапанов двигателя