Руководство ZAZ Vida

5.1.6 Шатунно-поршневая группа автомобиля ЗАЗ Вида

 

Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Юбки поршней не разрезные. Масса поршня 285±5 г.

 

Шатун с поршнем в сборе ЗАЗ Вида

Шатун с поршнем в сборе:

1 — поршень; 2 — поршневой палец; 3 - втулка шатуна; 4 - крышка шатуна; 5 - вкладыши; 6 - гайка болта крышки шатуна; 7 - болт крышки шатуна; 8 - шатун; 9 - маслосъемное кольцо в сборе; 10 и 11 - нижнее и верхнее компрессионные кольца; 12 — стопорное кольцо; 13 - места цветовой маркировки шатуна, бобышки поршня и поршневого пальца; 14 - клеймо номера цилиндра.

 

Внимание
/Поршни двигателей 307. 1000420(-10), с.а. 307.1000320 (-10) ЕВРО-4, для обеспечения необходимой степени сжатия, не имеют выборок исключающих упор клапана в поршень в случае обрыва ремня привода газораспределительного механизма, поэтому проверку состояния, установку и натяжение ремня привода газораспределительного механизма необходимо производить в строгом соответствии с рекомендациями данного Руководства./

 

Юбка поршня имеет бочкообразную эллипсную форму. Контрольный размер юбки поршня располагается на расстоянии 49 мм от верхнего торца поршня в плоскости, перпендикулярной оси от верстия поршневою пальца.
Поршни по контрольному размеру разбиты на пять групп - А, Б, В, Г, Д.

Поршни ремонтных размеров с увеличенным диаметром юбки поршня на 0,25 и 0,5 мм маркируются на днище поршня нанесением действительного ремонтного увеличения.

Ось отверстия под палец смещена относительнодиаметральной плоскости поршня на 1,5 мм.
При монтаже стрелка, расположенная на днище каждого поршня, на всех поршнях должна быть обращена к передней части двигателя, то есть в сторону носка коленчатого вала.
В зависимости от диаметра отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три группы через 0,004 мм и маркируются цифрой на днище - I, II, III.


Проверка состояния и замена поршней

1. Для замены поршня извлечь стопорные кольца поршневого пальца из канавки бобышки поршня.

2. Вставить винт приспособления для выпрес- совки поршневого пальца в отверстие пальца и ввернуть наконечник. Завертывая гайку приспособления, выпрессовать поршневой палец и снять поршень.

 

Приспособление для выпрессовки поршневого пальца ЗАЗ Вида

Приспособление для выпрессовки поршневого пальца:

1 - гайка; 2 - оправка; 3 - наконечник.

 

3. Очистить от нагара днище поршня и канавки под поршневые кольца. Очистку канавок от нагара удобно производить старым поломанным поршневым кольцом, соблюдая при этом осторожность и не повредив канавки. Очистить и продуть отверстия для отвода масла из канавки под маслосъемное кольцо.

4. При визуальном осмотре поршней особо тщательно осмотреть поршни на отсутствие трещин. При наличии трещин поршень заменить, натиры и следы задиров или прихватов зачистить.

5. Замер диаметра юбки поршня рекомендуется производить по схеме, приведенной на рисунке ниже.

 

Схема замера юбки поршня ЗАЗ Вида

Схема замера юбки поршня в плоскости А—А

 

6. Для определения зазора между юбкой поршня и цилиндром берется контрольный замер в сечении А-А на расстоянии 49 мм. Он равен 74,95...75,00 мм.

7. Внутренний диаметр бобышек поршня (под поршневой палец) замеряется обычно в двух направлениях. По оси поршня и перпендикулярно оси. Каждая бобышка замеряется в двух поясах, расположенных на расстоянии 1/4 общей рабочей длины от края бобышек. Высота кольцевых канавок под поршневые кольца замеряется в четырех точках, расположенных взаимно перпендикулярно.

8. Поршень подлежит замене в следующих случаях:

- износ юбки по контрольному размеру до диаметра 74, 900 мм;

- увеличение размера высоты канавок под компрессионные кольца для первой - более 1,615 мм, второй - 2,075 мм;

- увеличение зазора между компрессионным кольцом и канавкой поршня соответственно более 0,15 мм и 0,13 мм;

- увеличение диаметра под поршневой палец более 20,001 мм;

- наличие дефектов по внешнему осмотру - трещины, задиры, прогары и др.


Проверка зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом

Проверка зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом

- для первого компрессионного кольца - 0,08 мм;

- для второго компрессионного кольца - 0,06 мм.

 

9. Для замены поршней в качестве запасных частей выпускаются поршни номинального и двух ремонтных размеров. Поршни ремонтных размеров отличаются от поршней номинальных размеров наружным диаметром, увеличенным на 0,25 и 0,50 мм (таблица ниже).

 

Размеры юбки ремонтных поршней и цилиндров после расточки

Категория ремонтного размера

Диаметр юбки поршней (ремонтного размера)

Диаметр цилиндра после ремонта

Зазоры, мм

 

75,20 . . 75,21

75,25 .. 75,26

 

 

 

75,21 .. 75,22

 

75,26 .. 75,27

 

 

1

75,22 .. 75,23

 

75,27.. 75,28

 

 

 

75,23 .. 75,24

 

75,28 .. 75,29

 

 

 

75,24 .. 75,25

 

75,29 .. 75;30

 

0.04 ... 0.06

 

75,45 .. 75,46

 

75,50 .. 75,51

 

 

 

75,46 .. 75,47

 

75,51 .. 75,52

 

 

2

75,47 .. 75,48

 

75,52 .. 75,53

 

 

 

75,48 .. 75,49

 

75,53 .. 75,54

 

 

 

75,49 .. 75,50

 

75,54 .. 75,55

 

 

 

Примечание
/Для обеспечения требуемого зазора между нижней частью юбки поршня и цилиндром (в пределах 0,04...0,06 мм) поршни номинального размера сортируют на пять групп.
Буквенное обозначение группы (А, Б, В, Г, Д) наносят на наружной поверхности днища поршня. На поршнях ремонтного размера на днище наносится действительный размер ремонтного увеличения./


При первой смене поршней в изношенный цилиндр без расшлифовки рекомендуется устанавливать поршни нормального размера, преимущественно группы "Д".

 

Сборку поршня с шатуном выполните в следующей последовательности:

- вставить стопорное кольцо пальца в одну из бобышек так, чтобы кольцо плотно село в канавку;

- нагреть поршень до температуры 50...70 с,С;

- совместить его с шатуном;

- смазать поршневой палец моторным маслом и вставить его в отверстия бобышек поршня и во втулку верхней головки шатуна. В нагретый поршень палец должен входить от нажатия руки;

- когда поршневой палец упрется в стопорное кольцо, вставить второе кольцо.

 

После остывания поршня палец должен быть неподвижным в отверстиях бобышек поршня, но подвижным во втулке шатуна. Установить поршневые кольца. Поршневые пальцы стальные, плавающие, с наружным диаметром 20 мм, длиной 61 мм и толщиной стенки 4 мм.

От осевого перемещения палец фиксируется пружинными стопорными кольцами.
Пальцы изготовлены с высокой точностью и рассортированы по наружному диаметру на три группы.
Наружная поверхность пальцев подвергается цементации и термической обработке для достижения высокой поверхностной твердости.
Подбор и замена поршневых пальцев
Поршневые пальцы редко заменяются без замены поршней, в запасные части поставляются поршневые пальцы с цветовой маркировкой нанесенной на внутренней поверхности пальца. Маркировка обозначает одну из трех размерных групп (красный, зеленый, желтый), отличающихся друг от друга на 0.004 мм.

При сборке палец, поршень и шатун комплектуются из деталей только одной размерной группы. Этим обеспечивается натяг между пальцем и бобышкой поршня в пределах 0.000...0,008 мм и зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,002...0,010 мм (при температуре 20...25 "С).

 

Внимание
/Запрещается устанавливать поршневой палец в новый поршень другой размерной группы, так как это приводит к деформации поршня и к его задиру./


При замене поршневого пальца на работающем поршне, подбор его осуществляется по данным замера диаметра бобышек в обеспечении натяга от 0.000 до 0,008 мм.

После подбора поршневого пальца по поршню, проверить его по втулке верхней головки шатуна. Монтажный зазор рекомендуется в пределах 0.002...0,010 мм для новых деталей, и не более 0,015 мм для работавших деталей. Предельно допустимый зазор - 0,02 мм. Новый поршневой палец подбирается по втулке верхней головки нового шатуна, также по цветной маркировке трех размерных групп. На шатуне маркировка наносится краской у верхней головки.
Сопряжение новых поршневых пальцев с втулками шатунов проверяется проталкиванием тщательно протертого поршневого пальца в насухо протертую втулку верхней головки шатуна с небольшим усилием. Ощутимого люфта при этом не должно быть. Для достижения такого сопряжения допускается устанавливать детали смежных групп.

 

Поршневые кольца

Расположение поршневых колец на поршне ЗАЗ Вида

Расположение поршневых колец на поршне:

1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 - диски маслосъемного кольца; 4 - расширитель маслосъемного кольца.

 

На каждом поршне установлено по три кольца: два компрессионных, изготовленных из специального чугуна, где верхнее хромированное со скругленными кромками, а нижнее фосфатированное; и одно стальное маслосъемное, состоящее из трех элементов: двух стальных дисков, осевого и радиального расширителя.
Наружная поверхность второго компрессионного кольца может иметь прямоугольную фаску, или быть конусной. На поршень кольцо устанавливается фаской или большим диаметром конуса вниз.
Стальные диски маслосъемного кольца собирают масло, которое через расширитель и канавки в поршне стекает в масляный картер.
Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,25...0,50 мм для компрессионных и 0,2...0,8 мм для дисков маслосъемных колец.

При установке поршней в цилиндры замки колец должны быть расположены, как указано на рисунке выше.

 

Проверка состояния и замена поршневых колец

Проверка подбора поршневого пальца к втулке верхней головки шатуна

Проверка подбора поршневого пальца к втулке верхней головки шатуна

 

Поршневые кольца являются ответственными деталями двигателя. Их техническое состояние в большой мере определяет общее техническое состояние двигателя и его эксплуатационные показатели.


Примениче
/Следует учитывать, что при работе двигателя с сильно изношенными поршневыми кольцами резко повышается износ деталей двигателя, так как при этом ухудшаются условия смазки цилиндров и поршней из-за пропуска газов в картер, разжижается и окисляется масло в картере./


Перед проверкой поршневые кольца тщательно очистить от нагара, липких отложений и промыть. Основная проверка заключается в проверке теплового зазора в замке поршневого кольца, вставленного в цилиндр.

 

Проверка зазора в замке поршневого кольца, установленного в цилиндр ЗАЗ Вида

Проверка зазора в замке поршневого кольца, установленного в цилиндр:

1 - щуп; 2 - поршневое кольцо; 3 - блок цилиндров.

 

1. Вставить поршневое кольцо в цилиндр, протолкнуть его донышком поршня на глубину 10 ... 12 мм. Зазор в стыке работающего кольца не должен превышать 1,00 мм.

2. Проверить также приработку поршневого кольца по цилиндру. При наличии следов прорыва газов поршневое кольцо подлежит замене.

3. Поршневые кольца поставляются в запасные части номинального и двух ремонтных размеров комплектами на один двигатель. Кольца ремонтных размеров отличаются от колец номинального размера наружным диаметром, увеличенным на 0,25 и 0,50 мм.

4. Кольца ремонтного размера устанавливаются только на ремонтные поршни и при ремонте цилиндров на соответствующий размер.

5. Перед установкой очистить поршневые кольца от консервации и тщательно промыть, а затем подобрать их для каждого цилиндра.

6. После отбора комплектов по каждому цилиндру проверить зазор в стыке поршневых колец. При установке в новый цилиндр зазор должен быть в пределах 0,25...0,50 мм для компрессионных и 0,2...0,8 мм для дисков маслосъемных колец. При необходимости стыки колец припилить. Зазор в стыке новых компрессионных поршневых колец, устанавливаемых в работавшие цилиндры, не должен превышать 0,60мм.

7. Перед установкой поршневых колец на поршни проверить свободу перемещения поршневых колец прокатыванием кольца в канавках поршня, с тем, чтобы убедиться в чистоте канавок, отсутствии забоин и др.

 

Проверка перемещения поршневого кольца в канавке поршня

Проверка перемещения поршневого кольца в канавке поршня

 

8. Установить поршневые кольца на поршень при помощи оправки М9840-1024, соблюдая осторожность, чтобы их не поломать и не деформировать.

 

1 - поршень; 2 - оправка М9840-1024.

 

9. Установку начинать с нижнего маслосъемного кольца. В нижнюю канавку устанавливаются нижний диск, многофункциональный расширитель, верхний диск, а затем нижнее фосфатированное и верхнее хромированное кольца.

10. Второе компрессионное кольцо в зависимости от его исполнения, устанавливается фаской или большим диаметром наружной (конусной) поверхности вниз. После установки колец смазать поршни и поршневые кольца моторным маслом, проверить легкость перемещения колец в канавках поршня.

11. Расставьте стыки колец, как показано на рисунке выше.

 

Шатун
Стальной, кованый, со стержнем двутавровою сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка, в зависимости от внутреннего диаметра которой шатун разбивают на три группы через 0,004 мм. У головки наносится маркировка (красный, желтый, зеленый). По этой маркировке подбирают палец к верхней головке шатуна.
Нижняя головка шатуна разъемная, ее крышка крепится двумя болтами с резьбой М9х1 и гайками. Гайки шатунных болтов при сборке затягиваются равномерно. Для обеспечения центрирования болты имеют конический участок около головки.
Шатуны в сборе с крышками подгоняются по весу. Масса шатуна в сборе (564±6) или (539+6) г. Двигатель комплектуется шатунами только одной весовой группы: 564 красная метка; 539 - зеленая метка на крышке шатуна.
В нижней головке шатуна устанавливаются взаимозаменяемые тонкостенные стпеа- люминевые вкладыши, которые удерживаются от проворачивания выступами, входящими в специальные пазы, имеющиеся в теле шатуна. Зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами шатуна равен 0,030...0,076 мм.

 

Проверка состояния шатунов и их замена
Проверяется состояние рабочих поверхностей на отсутствие забоин, трещин, вмятин, размеры отверстий нижней и верхней головок шатуна и параллельность их осей.
При отсутствии существенных механических повреждений, мелкие забоины и вмятины могут быгь аккуражо зачищены, после чего шатун будет годен цля дальнейшей работы. При наличии значительных механических повреждений или трещин шатун подлежит замене.
Болты шатуна не должны иметь даже незначительных следов вытягивания, а резьба не должна иметь вмятин и следов срыва.

Постановка болта шатуна для дальнейшей работы даже с незначительными дефектами не допускается, так как это может привести к обрыву болта шатуна и, как следствие этого, выходу двигателя из строя. Подшипник верхней головки шатуна представляет собой бронзовую втулку из ленты толщиной 1 мм.
В запасные части поставляется свернутая из ленты заготовка, которая запрессовывается в верхнюю головку шатуна, а затем раскатывается до размера 19,27...19,30 мм.
Стык втулки располагается справа, глядя на лицевую сторону стержня шатуна (где нанесен номер детали).
Конусность, бочкообраз- ность, седлообразность и овальность внутреннего диаметра втулки не должна быть более 0.005 мм.

Параллельность оси и скрещивание верхней и нижней головок шатуна удобно проверить на приспособлении. Непарал- лельность указанных осей допускается не более 0,04 мм на длине 100 мм.

 

1 - оправка; 2 - шайба; 3 - зажимная рукоятка; 4 - опора; 5 - шаблон; 6 - направляющая втулка.

 

При необходимости при помощи опоры произвести рихтовку шатуна.

При замене шатунов они подбираются одной весовой группы (см. раздел “Шатун”).

 

Двигатель объемом 1.3 л (МЕМЗ 307) - Содержание

5.1.1 Технические и эксплуатационные данные

5.1.2 Снятие и установка головки цилиндров
5.1.3 Снятие и установка оси коромысел и коромысел без снятия двигателя с автомобиля
5.1.4 Снятие и установка распределительного вала без снятия двигателя
5.1.5 Особенности конструкции и проверка технического состояния блока цилиндров двигателя
5.1.6 Шатунно-поршневая группа автомобиля
5.1.7 Коленчатый вал, маховик, коренные и шатунные вкладыши, манжеты коленчатого вала
5.1.8 Газораспределительный механизм и головка цилиндров
5.1.9 Регулировка зазоров в механизме привода клапанов двигателя