Руководство ZAZ Vida

5.1.5 Особенности конструкции и проверка технического состояния блока цилиндров двигателя ЗАЗ Vida

 

Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна и составляет одно целое с цилиндрами.

 

Блок цилиндров двигателя ЗАЗ Вида

Блок цилиндров двигателя:

1 - место нанесения групп цилиндров; 2 - штуцер крепления масляного фильтра; S1 - ось коленчатого вала.

 

В зависимости от фактического диаметра цилиндра, полученного в процессе его доводки, для более точного обеспечения оптимальной величины зазора между цилиндрами и поршнями (0,04...0,06 мм) цилиндры по диаметру делятся на пять размерных групп Л, Б, В, Г, Д через 0,01 мм. При изготовлении нового двигателя поршни нормального диаметра подбирают к соответствующим цилиндрам по группам. Группы обозначены буквами в средине верхней части блока с левой стороны.


Проверка технического состояния и ремонт блока цилиндров двигателя
Блок цилиндров является базовой деталью двигателя и обычно требует ремонта при износе зеркала цилиндров.

1. После полной разборки двигателя тщательно промыть блок цилиндров, обратив особое внимание на промывку масляных каналов. Для этого погрузить блок на 20 мин в ванну, содержащую содовый раствор, нагретый до температуры 75 ... .85 °С.

2. Затем струей того же раствора под давлением промыть блок цилиндров для уст ранения засорения внутренних масляных каналов. В случае необходимости для очистки масляных каналов и водяной рубашки при ремонте блока цилиндров выньте заглушки. Смазав посадочные поверхности водостойким герметиком, установить новые заглушки (лучше это делать оправкой).

3. Тщательно продуть и просушить весь блок цилиндров сжатым воздухом, в особенности си- сюму масляных каналов. После этого осмотреть блок и произвести обмеры посадочных мест под вкладыши коренных подшипников. Несоосность опор коренных подшипников допускается не более 0,02 мм. Несоосность можно проверить оправкой, установив коренные вкладыши и затянув болты крышек.

 

Оправка для проверки соосности коренных подшипников коленчатого вала.
4. Проверить плоскость разъема блока цилиндров с головкой. Неплоскостность не должна быть более 0,1 мм. Проверка производится на поверочной плите или при помощи линейки и щупа. При неплоскостности разъема блока цилиндров с головкой более 0,1 мм пришабрить или прошлифовать плоскость.


Примечание
/Шлифование и шабрение допускается при деформации не более О,14 мм. При большей деформации, наличии в опорах, а также в других местах блока Iрещин, проходящих через масляные каналы, блок необходимо заменить./

 

5. Зеркало цилиндров проверить вначале визуально на отсутствие рисок и задиров. Пригодность цилиндра для дальнейшей работы по своим геометрическим размерам определяют, замеряя индикаторным нутромером в указанных на рис. 10.2.23 местах: S1... S4, I...III.

 

 

Замер диаметра цилиндра индикаторным нутромером ЗАЗ Вида

Замер диаметра цилиндра индикаторным нутромером:

1 - индикатор-нутромер; 2 - кольцо-калибр для установки нутромера на ноль.

 

Изношенность цилиндра характеризуется величиной износа в I поясе (средняя величина от замера в четырех направлениях S1...S4. В этом поясе износ обычно наибольший.
Кроме того, от размера в этом поясе зависит зазор в стыке первого компрессионного кольца.
Для определения зазора между юбкой поршня и цилиндром принимается средний диаметр от замера в четырех направлениях по II поясу.
При увеличении диаметра цилиндров более 75,10 мм при замерах по I поясу цилиндры подлежат ремонту.
Технология операции расточки и хонинговки цилиндров практически не отличается от аналогичных операций ремонта цилиндров других автомобильных двигателей.
В случае, если цилиндры имеют износы меньше предельных и блок цилиндров не нуждается в ремонтной расточке, при применении новых поршней и поршневых колец зачистить мелкие риски мелкой наждачной шкуркой, затертой мелом и покрытой маслом.
После зачистки цилиндры тщательно промыть, чтобы не осталось следов абразива. Мелкие риски, не мешающие дальнейшей работе, выводить не следует.
При наличии уступа в верхней части зеркала цилиндра (на границе работы верхнего компрессионного кольца) рекомендуется снять уступ серповидным шабером или специальным абразивным инструментом. Эту работу выполняйте аккуратно, чтобы не снять металл ниже уступа.
Ремонтная расточка цилиндров производится под специальные ремонтные поршни и кольца, имеющие диаметр, увеличенный против номинального размера на 0,25 и 0,5 мм.
Максимально допустимое увеличение диаметра цилиндра при расточке не должно быть более 0,5 мм.
Поршни ремонтного увеличения изготавливаются с контрольным размером юбки 75,25 0 05 и 75,50005 мм на расстоянии 49 мм от верхнего торца без разбивки на группы.
Поэтому при ремонтной расточке и хонинговке цилиндров необходимо подгонять размер диаметра цилиндра по имеющемуся диаметру юбки поршня так, чтобы зазор между юбкой поршня и цилиндром был 0,04.„0,06 мм. Поршни одного двигателя должны быть одного ремонтного увеличения.

Обработка зеркал цилиндров после ремонта должна удовлетворять следующим требованиям: нецилиндричность не более 0,010 мм; неперпендику- лярность оси цилиндров оси коренных подшипников не более 0,025 мм; несимметричность зеркал цилиндров относительно оси коренных подшипников не более 0,15 мм; шероховатость поверхности зеркала цилиндров не выше 0,8 мкм.

После ремонта поверхность зеркала цилиндров тщательно промыть щеткой, смоченной в мыльном растворе, и протереть сухой салфеткой.

Нужно иметь в виду, что промывка зеркала цилиндров бензином и керосином не дает должного эффекта, так как эти жидкости плохо смывают со стенок частицы металла и абразивной пыли.

При необходимости замены блока цилиндров в запасные части поставляется блок цилиндров в сборе с номинальными размерами цилиндров.

 

Двигатель объемом 1.3 л (МЕМЗ 307) - Содержание

5.1.1 Технические и эксплуатационные данные

5.1.2 Снятие и установка головки цилиндров
5.1.3 Снятие и установка оси коромысел и коромысел без снятия двигателя с автомобиля
5.1.4 Снятие и установка распределительного вала без снятия двигателя
5.1.5 Особенности конструкции и проверка технического состояния блока цилиндров двигателя
5.1.6 Шатунно-поршневая группа автомобиля
5.1.7 Коленчатый вал, маховик, коренные и шатунные вкладыши, манжеты коленчатого вала
5.1.8 Газораспределительный механизм и головка цилиндров
5.1.9 Регулировка зазоров в механизме привода клапанов двигателя