Руководство Таврия 1102

    Система смазки Таврия 1102

  • Система смазки двигателя Таврии
  • Рис. 26. Система смазки:
    1 — фильтр; 2 — штуцер; 3 — винт крепления крышки; 4 — крышка насоса; 5 — крышка маслоотделителя; 6, 8, 11, 15, 18, 20, 24 — прокладки; 7 — маслозаливная крышка; 9 — корпус насоса; 10 — болт; 12 — приемник насоса; 13 — шарик редукционного клапана; 14 — пружина; 16 — пробка; 11 — масляный картер; 19 — маслосливная пробка; 21 — ведомая шестерня масляного насоса; 22 — ведущая шестерня масля­ного насоса; 23 — маслоуспокоитель; 25 — трубка указателя уровня масла; 26 — указатель уровня масла.

  • Система смазки двигателя (рис. 26 и 27) включает маслозаливную горловину, приемник масляного насоса, стержневой указатель уровня масла, масляный картер и масляный насос, и фильтр, и систему вентиляции картера. Система смазки двигателя комбинированная.
    Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов и коромысла клапанов. Кулачки распределительного вала смазываются струей масла, поступающего из специального отверстия, выполненного в коромысле. Стенки цилиндров, поршни с поршневыми паль­цами, втулки верхних головок шатунов, привода распределителя зажигания и топливного насоса, стержни клапанов в их направляющих втулках смазываются маслом, вытекающим из зазоров, и разбрызгиванием.
    Навесные агрегаты — водяной насос, датчик-распределитель зажигания, генератор и стартер имеют подшипники, не требующие в процессе эксплуатации пополнения смазки.
    Маслозаливная горловина (см. рис. 26), через которую в двигатель заливают масло, находится на крышке головки цилиндров.
    Приемник масляного насоса представляет собой штампованный колпак с фильтрующей сеткой и масло подводящей трубкой. К масляному насосу приемник крепится фланцем через уплотни тельную прокладку болтами.
    Стержневой указатель уровня масла установлен в трубке с правой части блока двигателя и уплотнен прокладкой. На нижней части стержня сделаны две метки, расположенные на расстоянии 15 мм одна от другой. Нижняя соответствует минимальному, а верхняя максимальному уровню.
    Масляный картер отлит из магниевого сплава. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для масла. Крепится картер к нижнему фланцу блока двигателя болтами. Уплотнение достигается установкой прокладки толщиной 3 мм. Полость масляного картера корытообразной формы имеет развитую переднюю часть, в которой размещается масло приемник.
    Для предотвращения чрезмерного расплескивания масла при движении автомобиля в картере отлиты вертикальные поперечные перегородки, а верхняя часть закрыта штампованным масло успокоителем. В нижней части картера отлита бонка с резьбой М18Х 1,5 для маслосливной пробки.
    Масляный насос (рис. 28) — шестеренчатого типа внутреннего зацепления, односекционный, установлен в передней части блока цилиндров. Корпус масляного насоса отлит из алюминиевого сплава и одновременно является передней крышкой блока цилиндров. В корпусе располо­жены ведущая 5 и ведомая 4 шестерни, редукционный клапан и манжета 6 переднего носка коленчатого вала.
    Ведущая шестерня 5 имеет проточку диаметром 39 мм для установки на выступ корпуса насоса и выступы 12, которыми приводится во вращение непосредственно от носка коленчатого вала, имеющего лыски. Ведомая шестерня 4 вращается в расточке корпуса, в нижней части ее внутрен­ние зубья входят в зацепление с наружными зубьями ведущей шестерни.
    Крышка 2 масляного насоса — стальная, шлифованная, крепится к корпусу без прокладки шестью винтами М 6.
    Для защиты каналов и уплотнений от разрушения при чрезмерном повышении давления масла служит редукционный клапан 8. Диаметр шарика клапана 8 и жесткость его пружины подобраны так, что при увеличении давления в системе смазки выше 0,55 МПа клапан приоткрывается и перепускает часть масла в блок цилиндров.

  • Схема смазки двигателя
  • Рис. 27. Схема смазки двигателя:
    1 — блок цилиндров; 2 — фильтр тонкой очистки масла; 3 — масло сливные каналы; 4 — головка цилиндров; 5 — распределительный вал; 6 — ка­налы подвода масла к шейкам распределительного вала; 7 — внутренняя полость оси коромысел; 8 — ось коромысел; 9 — сапун; 10 — маслозаливная горловина; 11 — коромысло; 12 — отверстия подвода масла к коромыслам и кулачкам распределительного вала; 13 — крышка головки цилиндров; 14 — жиклер масляного ка­нала; 15 — канал подвода масла к оси коромысел; 16 — датчик давления масла; 11 — каналы подвода масла к коренным шейкам; 18 — коленчатый вал; 19 — каналы подвода масла к шатунным шейкам коленчатого вала; 20 — датчик минимального уровня масла; 21 — указатель уровня масла; 22 — маслосливная пробка; 23 — масло приемник с фильтром грубой очистки; 24 — масляный картер; 25 — канал подвода масла к масляному насосу; 26 — канал слива масла через редукционный клапан; 27 — масляный насос; 28 — продольный канал от масляного насоса к фильтру тонкой очистки; 29 — редукционный клапан.

  • Масляный насос автомобиля Таврия
  • Рис. 28. Масляный насос:
    1 — корпус; 2 — крышка; 3 — винт; 4 — ведомая шестерня; 5 — ведущая шестерня; 6 — манжета; 7 — заглушка; 8 — шариковый редукционный клапан; 9 — пружина редукционного клапана; 28 10 — пробка редукционного клапана; 11 — прокладка пробки; 12 — выступ на ведомой шестерне; 1 — полость разрежения; 11 — нагнетающая полость.
    Рис. 29. Система вентиляции (а) картерных газов и масляный фильтр (б):
    1 — воздушный фильтр; 2 — шланг вентиляции картера; 3 — крышка головки цилиндров; 4 — маслоотражатель; 5 — головка цилиндров; 6 — блок цилиндров; 7 — впускной коллектор; 8 — трубка отсоса картерных газов в карбюратор; 9 — карбюратор; 10 — корпус фильтра; 11 — резьбовое отверстие; 12 — противодренажный клапан; 13 — впускные отверстия; 14 — прокладка фильтра; 15 — фильтрующий элемент; 16 — наружная полость; 11 — центральная полость; 18 — пружина перепускного клапана; 19 —перепускной клапан; В — калиброванное отверстие ф 1,5 мм.

  • Масляный фильтр (рис. 29, б) полнопоточный, с основным бумажным фильтрующим элементом, перепускным клапаном и противодренажным клапаном. Крепится фильтр на резьбовом штуцере. Уплотнение обеспечивается резиновой прокладкой.
    Фильтр неразборный и установлен горизонтально на левой части блока двигателя. Он смонтирован в стальном штампованном корпусе и заменяется в сборе. Фильтр включен последовательно в главную масляную магистраль двигателя непосредственно после масляного насоса (см. рис. 23). Таким образом обеспечивается очистка всего масла, подводимого под давлением к трущимся поверхностям. Масло проходит через поры бумажного и пластмассового фильтрующих элементов, очищается при этом от загрязнений и поступает в центральную полость, откуда через отверстие штуцера попадает в главный масляный канал блока двигателя.
    При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости применяемого масла в результате перепада давления между наружной и центральной полостями фильтра открывается перепускной клапан, пропускающий в масляную магистраль неочищенное масло.
    Кроме перепускного клапана, фильтр имеет противодренажный клапан, выполненный в виде манжеты из специальной резины. Он пропускает масло в фильтр и не позволяет ему вытечь в масляный картер. Следовательно, полость фильтра и часть каналов системы смазки при выключенном двигателе оказываются заполненными маслом.
    Об отсутствии давления масла водителю сигнализирует лампочка, датчик ММ 111Д которой установлен на главном масло раздаточном канале в средней части блока цилиндров с левой стороны. При нормальном состоянии двигателя давление масла в системе смазки при температуре масла 80 °С и частоте вращения коленчатого вала 4000 минл должно быть 0,3...0,5 МПа и при частоте вращения 1000 мин"1 не менее 0,07 МПа.
    При работе двигателя в его картер через неплотности прилегания деталей поршневой группы и клапанного механизма попадают пары топлива и продукты сгорания. Взаимодействуя с распыленным нагретым маслом, эти вещества способствуют образованию пены и различных отложений летучих веществ, которые вместе с продуктами сгорания объединяются под общим названием «картерные газы». Кроме того, проникающие в картер отработавшие газы могут создать в нем избыточное давление, способствующее вытеканию масла из двигателя через уплотнения.
    Для удаления картерных газов и снижения давления во внутренней полости картера в двигателе применена принудительная система вентиляции картера (см. рис. 29, а) закрытого типа, включающая в себя крышку 3 головки цилиндров со штуцером, прокладку и маслоотражатель 4.
    Система обеспечивает отсос картерных газов в очищенную полость воздушного фильтра и под дроссельную заслонку смесительной камеры карбюратора через калибровочное отверстие диаметром 1,5 мм для их дожигания. Такое устройство вентиляции картера позволяет регулировать количество отсасываемых из картера газов в зависимости от режима работы двигателя.
    При холостом ходе двигателя, а также его работе на малых нагрузках отсос картерных газов происходит в смесительную камеру под дроссельную заслонку карбюратора. С открытием дроссельной заслонки разрежение 29 в смесительной камере уменьшается, а скорость потока и количество воздуха, проходящего через воздушный фильтр, увеличивается, обеспечивая наибольший отсос картерных газов через воздушный фильтр.
    Техническое обслуживание. Через каждые 500 км пробега автомобиля необходимо проверять уровень масла в картере двигателя и при необходимости доливать его. После первых 5 тыс. км пробега нового автомобиля необходимо выполнить следующие операции:
    проверить герметичность уплотнений; заменить масло в картере двигателя;
    заменить масляный фильтр;
    очистить и промыть детали вентиляции двигателя.
    Через каждые 15 тыс. км пробега, а на новом автомобиле после пробега первых 15 тыс. км необходимо выполнять те же операции, что и при пробеге 5 тыс. км, кроме последнего пункта.
    Через каждые 30 тыс. км пробега автомобиля необходимо очищать и промывать детали вентиляции двигателя.
    Проверка уровня масла и герметичности уплотнений. Уровень масла проверяют на холодном неработающем двигателе. Он должен находиться между рисками «MIN» и «МАХ» на указателе уровня масла. Категорически запрещается эксплуатация двигателя с уровнем масла ниже нижней и выше верхней меток.
    Герметичность соединений и манжет на коленчатом валу проверяют визуально по наличию подтеканий масла, при необходимости устраняют подтекания подтяжкой соединений или заменой манжет новыми с предварительной разборкой двигателя.
    Замена масла и масляного фильтра. Замену масла необходимо выполнять на хорошо прогретом двигателе. Для этого следует вывернуть сливную (предварительно сняв крышку заливной горловины) пробку и слить масло в емкость. Выдержать 10 мин, пока масло стечет.
    Снять масляный фильтр (фильтр унифицирован с фильтром автомобиля ВАЗ-2105). Фильтр отворачивается от руки с приложением незначительного усилия. При возникновении затруднений при отворачивании следует воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охватывающего корпуса фильтра хомута и рукоятки.
    При установке нового фильтра следует убедиться в наличии и целостности уплотнительного кольца на фильтре, чистоте плоскостей фильтра и блока цилиндров. Новый фильтр завертывать только усилием руки, предварительно смазав уплотнительное кольцо маслом для двигателя. Как только прокладка фильтра коснулась блока, довернуть фильтр еще на 3/4 оборота.
    Если при смене масла и фильтра было обнаружено, что масло очень темное (на указателе масла не просматриваются риски), надо, не снимая фильтра, слить масло и дать ему полностью стечь. Завернуть пробку и залить 2,5...2,75 л моющего масла ВНИИНП-ФД в двигатель и дать ему поработать с минимальной частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода 10 мин. После чего слить моющее масло, заменить фильтр новым и залить свежее масло в количестве 3,4 л в соответствии с сезоном. Завести двигатель, дать ему поработать 5... 10 мин и проверить герметич­ность установки фильтра и пробки.
    Очистка и промывка деталей вентиляции двигателя. Для промывки отсоединить шланги, снять крышку головки цилиндров и маслоотражатель. Промыть бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе.