Руководство Таврия 1102

    Контрольно-измерительные приборы Таврия 1102

  • Комбинация приборов 20.3801 (рис. 132), которой оборудован автомобиль, включает следующие приборы:
    - спидометр 7, имеющий стрелочный указатель скорости индукционного типа с предельным измерением до 160 км/ч, и суммарный счетчик пройденного пути с предельным измерением до 99999,9 км;
    - приемник 2 указателя уровня топлива дистанционного типа, электромагнитного принципа действия, работающий в комплекте с соответствующим датчиком, установленным на топливном баке автомобиля;
    - приемник 3 указателя температуры жидкости с пределами измерения от 40 до 120 °С, работающий в комплекте с датчиком, установленным в системе охлаждения двигателя.
    В центре комбинации приборов снизу вверх расположены контрольные лампы следующих приборов:
    - контрольная лампа 6 заряда аккумуляторной батареи. Загорается красным светом при включении зажигания, гаснет сразу же после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, это указывает на слабое натяжение ремня вентилятора или на неисправность генератора;
    - контрольная лампа 5 недостаточного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается красным светом при включении зажигания. После пуска двигателя при повышении частоты вращения коленчатого вала выше минимальной лампа должна гаснуть;
    - контрольная лампа 4 включения указателей поворотов, загорающаяся зеленым мигающим светом при включенном зажигании, если рычаг включения указателей поворотов находится в крайних верхнем или нижнем положениях;
    - контрольная лампа 7 сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы. Загорается постоянным красным светом, если включено зажигание и уровень жидкости в бачке опустился ниже допустимого предела. Если рычаг стояночного тормоза снабжен выключателем, то при включенном зажигании и поднятом рычаге стояночного тормоза контрольная лампа загорается, сигнализируя водителю, что стояночный тормоз включен;
    - контрольная лампа 8 дальнего света фар. Имеет синий светофильтр. Загорается при включении выключателя наружного освещения и положения рычага переключателя света фар в нижнем положении.

    Электрическая схема комбинации приборов показана на рис. 133, а.
  • image179
  • Магаишэлекгрический указатель уровня топлива
  • Рис. 135. Магаишэлекгрический указатель уровня топлива:
    а — схема указателя уровня топлива:
    1 и 4 — постоянные магниты; 2 — стрелка; 3 — колодка; 5 — обмотка реостата; 6 — ползун; 7 — поплавок; 8 — принципиальная схема соединения катушек К„ К2 и К,

    Рис. 136. Элекфическая схема (а) включения датчика давления масла и датчик (б):
    1 — предохранитель № 4; 2 — контрольная лампа давления масла; 3 — комбинация приборов; 4 — корпус датчика давления масла; 5 — изолятор; 6 — контакт; 7 — пружина; 8 — фильтр; о - штеккер.

    Рис. 137. Электрическая схема (а) включения датчика температуры жидкости и дат­чик (б) температуры жидкости:
    1 — предохранитель № 4; 2 — указатель температуры; 3 — комбинация приборов; 4 — корпус датчика температуры жидкости; 6 — пружина; 7 — штекер.

  • Комбинация приборов крепится на панели приборов при помощи четырех винтов 15 (рис. 134, б) и пластинчатых гаек 16. Для снятия комбинации приборов необходимо в моторном отсеке отвернуть гайку 17 крепления гибкого вала 11 спидометра к приводу 18, затем, отвернув четыре винта, вытянуть комбинацию из панели приборов 13.
    Спидометр состоит из механизма указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути (рис. 134, а).
    Механизм указателя скорости состоит из постоянного магнита, напрессованного на приводном валике, и алюминиевой картушки, укрепленной на оси. На верхнем конце оси расположена стрелка указателя скорости, а в средней части оси напрессована втулка со спиральной пружиной.
    Валик свободно вращается в корпусе спидометра и приводится во вращение гибким валом, соединенным с коробкой передач через привод.
    Суммарный счетчик пройденного пути состоит из системы шестерен червячных пар и связанных с ними барабанчиков. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, из которых крайний справа показывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков.
    Прибор отсчитывает 1 км пройденного пути за 1000 оборотов оси магнита. После 100 тыс. км пробега автомобиля цифры на барабанчиках сбрасываются, и отсчет начинается с нуля.
    Ось спидометра смазывают вазелиновым маслом при его ремонте.
    Основная допустимая погрешность указателя скорости при температуре 20+ 2° С не должна превышать: +3 км/ч при скорости до 60 км/ч;
    + 5 км/ч от действительной скорости при скорости выше 60 км/ч.
    Передаточное число между приводным валиком спидометра и счетчиком пройденного пути равно 1000 об/км. Правильность показаний скоростного узла спидометра проверяют на специальном приспособлении, сравнивая узел проверяемого спидометра с узлом контрольного прибора.
    Гибкий вал спидометра (см. рис. 134, б) полуразборной конструкции. Состоит из оболочки, троса, наконечников и накидных гаек.
    Для снятия гибкого вала надо отсоединить накидную гайку от спидометра, затем накидную гайку — от главной передачи (в моторном отсеке), снять гибкий вал со стороны моторного отсека вместе с втулкой. Устанавливают гибкий вал на автомобиль в обратной последовательности.
    Датчик указателя уровня топлива (рис. 135) типа 22.387600 изготовлен вместе с топливозаборной трубкой и фильтром и установлен в верхней части топливного бака. Состоит датчик из обмотки 5 (реостата), по которой скользит контакт ползуна 6. В зависимости от уровня топлива поплавок 7 поднимается или опускается и перемещает контакт ползуна 6 по обмотке реостата, изменяя сопротивление датчика. Работает датчик вместе с указателем уровня топлива, расположенным в комбинации приборов.
    В пластмассовом корпусе указателя расположены катушки приемника, постоянные магниты, стрелка, колодка и обмотки реостата.
    В цепь катушки К2 включено добавочное сопротивление, предназначен­ное для ограничения силы тока в катушке при выключенном реостате датчика, что предотвращает перегрев изоляции обмотки катушки. Катушки приемника намотаны проводом ПЭС ф 0,12 мм. Катушка К; имеет 600 вит- 137 ков. Ее сопротивление 48 Ом. Катушка К2 имеет 550 витков, а катушка К3 — 275 витков. Общее сопротивление обеих катушек 53 Ом. Сопротивление температурной компенсации RmK равно 70 Ом, а добавочное — 32 Ом. Оба сопротивления выполнены из провода ПЭ ВСОК.
    Принципиальная схема соединения обмоток магнитоэлектрического указателя топлива приведена на рис. 135, б. Путь тока при включенной цепи указателя показан стрелками на схеме. Сила тока в катушке К1 и ее магнитный поток изменяются в зависимости от положения ползуна 6 на обмотке 5 реостата датчика.
    При работе прибора сила тока в катушках К2 и К3, а следовательно, и их магнитные потоки остаются неизменными. Магнитные потоки катушек Kj и К2 действуют встречно, а поэтому направление и их суммарный магнитный поток будут зависеть от силы тока в катушке Кг.
    Если топливный бак заполнен топливом полностью, обмотка 5 реостата датчика будет введена полностью, поэтому сила тока в катушке К1; невелика и магнитный поток, созданный ею, будет мал. В этот момент результирующий магнитный поток, созданный тремя катушками, повернет магнит 2 и стрелку 3 в положение П — полного уровня топлива в баке.
    При уменьшении уровня топлива в баке поплавок 7 датчика опускается и перемещает ползун 6, что выключает сопротивление реостата датчика. Сила тока в катушке К1 увеличивается, магнитный поток становится боль­ше, и результирующий магнитный поток трех катушек перемещает маг­нит 2, а вместе с ним и стрелку 3 по шкале приемника в сторону меньшего деления шкалы.
    Приемник указателя уровня топлива имеет шкалу, на которой нанесены цифры: 0 (бак пустой), 1 /2 (половина вместимости бака) и буква П (бак полный). Указатель работает только при включенном зажигании.
    Правильность показаний указателя уровня топлива может быть проверена наблюдением за положением стрелки прибора при наполнении топливного бака из мерной посуды (или при опорожнении бака). Точность показаний указателя проверяют вместе с датчиком на приспособлении.
    Датчик давления масла ММ111Д (рис. 136, б) представляет собой малогабаритный, неразборный, герметичный прибор. При снижении давления масла до 0,08...0,04 МПа замыкаются контакты датчика и включается сигнальная лампа, установленная на панели приборов автомобиля (ток лампы не более 0,2 А).
    Датчик давления масла подвергают периодической (через 45...80 тыс. км пробега автомобиля) проверке и при несоответствии момента замыкания контактов заменяют новым.
    Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100А (рис. 137, б) представляет собой малогабаритный, полупроводниковый, неразборный прибор, работающий с лого метрическим указателем температуры.
    Пределы измеряемых температур 40...120°С. Датчик установлен на резьбе К 3/8" в головке цилиндров. При его снятии и установке необходимо пользоваться торцовым ключом.
    Неправильные указания прибора чаще всего вызываются нарушением регулировки датчика, поэтому прежде всего надо заменить датчик заранее проверенным и исправным. Если заменой датчика правильность показания прибора не восстановится, то заменить указатель.Предупреждение. Во избежание возможного короткого замыкания и сгорания приборов при ремонтных работах необходимо обесточить проводку, для чего снять «массовый» провод с клеммы аккумуляторной батареи.