Руководство Таврия 1102

    Освещение и сигнализация Таврия 1102

  • Блок-фара (рис. 121), установленная на автомобиле, изготовлена в двух вариантах — для правой и левой стороны. Весь комплект блок-фары совмещает три функции: головное освещение (дальний и ближний свет); указатель поворотов; габаритный свет.
    Корпус фары изготовлен из пластмассы черного цвета с запрессованными в него винтами, используемыми для крепления фары на кузове. Соляно-калиевый рассеиватель приклеен к корпусу так, что полностью уплотняет фару от попадания влаги и пыли. Параболический отражатель из стального листа, лакированный и покрытый алюминием, закреплен на 125 регулировочных элементах, позволяющих при помощи регулировочных винтов 4 и 9 изменять положение светового пучка соответственно в вертикальном и горизонтальном направлениях. Конструкция фары позволяет установить корректор для добавочной корректировки светового пучка в за­висимости от загрузки автомобиля. При отсутствии корректора (упра­вляется с панели приборов) можно корректировать световой пучок в на­правлениях вверх — вниз на 30°, поворачивая заглушку 8 на каждой фаре.
    Крепится блок-фара на панели передка автомобиля четырьмя гайками 3. Чтобы снять блокфару, необходимо отсоединить штекерные соединения проводов и, отвернув четыре гайки 3, снять с автомобиля. Указатель 2 поворота можно отделить от фары, отвернув два винта 10.
    Лампы головного и габаритного света можно заменять только после снятия крышки 5, повернув ее по стрелке В на крышке. Чтобы заменить лампы указателя поворота, надо отвернуть два винта 11 и снять рассеиватель. Для дальнего и ближнего света применяется галогенная лампа АКГ12-60 + 55 (напряжением 12 В, силой тока 60 А и мощностью 55 Вт), для стояночного света —лампа А12-21-3. При замене галогенной лампы недопустимо касаться пальцами стеклянной колбы, так как следы от пальцев, оставшиеся на колбе, приведут ее к быстрому перегоранию.

  • Блок-фара автомобиля Таврия
  • Рис. 121 Блок-фара:
    1 — блок-фара; 2 — указатель поворота; 3 — гайка крепления фары; 4 — винт вертикальной регулировки; 5 — крышка; 6 — лампа фары; 7 лампа стояночного света; 8 — заглушка корректировки светового пучка в зависимости от нагрузи автомобиля; 9 — винг горизонтальной регулировки; 10 — винг крепления указателя поворота; 11 — винг крепления рассеивателя указателя поворота.

  • Указатель поворот автомобиля Таврия
  • Рис. 122. Указатель поворот (а), переключатель (б), фонари (в), шафон (г):

    1 — боковой указатель поворота; 2 — прокладка; 3 — лампа А12-3-1; 4 — колпачок; 5 — переключатель; 6 — хомут; 7 - лампа АС 12-5; 8 — плафон; 9 — уплотнитель; 10 — печатная плата; 11 — лампа А12-21-3 указателя поворота; 12 - лампа А12-21-5 габаритного огня и стоп-сигнала; 13—лампа А12-21-3 заднего хода; 14 — лампа А12-21-3, противотуманная; 15 — лампа А12-5; 16 — рассеиватель; 11 — корпус фонаря; А — рычаг переключения света фар; В — рычаг переключения указателей поворотов; С — защелки для крепления бокового указателя поворота; Д — рычаг переключения стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; Е — защелки для крепления плафона.
  • Управление светом блок-фары осуществляется выключателем наружного освещения, расположенным на панели приборов, который фиксируется пластмассовыми защелками. Переключение света с габаритного на ближний и дальний осуществляется переключателем 5 (рис. 122), расположенным на опоре рулевого вала под рулевым колесом. Крепится переключатель на опоре хомутом 6. Снятие и установка переключателя на опору рулевого вала описаны в разд. «Рулевое управление».
    Независимо от положения клавиши выключателя наружного освещения можно кратковременно включить дальний свет фар, оттягивая на себя рычаг А переключателя 5.
    Свет фар (управляемый переключателем 5) включается не непосредственно от переключателя, а через вспомогательные реле, установленные под панелью приборов на панели воздухопритока. Включение дальнего света фар контролируется лампой на комбинации приборов.
    В условиях ограниченной видимости (туман, ливень, снег и т. д.) на задних фонарях предусмотрены противотуманные огни (рис. 123) более яркого цвета. При включении (нажатии) кнопки, расположенной на ком­бинации приборов, загораются противотуманные огни на задних фонарях и контрольная сигнальная лампа оранжевого цвета в выключателе. Отключаются противотуманные огни при повторном нажатии на кнопку.

    Регулировка фар. Периодически, по мере необходимости или после ремонта и установки фар следует проверять и регулировать их положение. Регулировку фар необходимо выполнять при помощи приборов на станциях технического обслуживания или при помощи экрана (рис. 123, в).
  • Схемы включения света и экран для регулировки света фар
  • Рис. 123. Схемы включения света и экран для регулировки света фар:
    а — схема включения наружного освещения:
    1 — выключатель зажигания; 2 — выключатель наружного освещения; 3 — блок предохранителей; 4 — лампы освещения комбинации приборов; 5 — лампы передних габаритных огней; 6 — лампы освещения номерного знака; 7 — лампы сигнала торможения; 8 — лампы задних габаритных огней; 9 — аккумуляторная батарея; I' — к клем­ме 30 генератора;
    б — схема включения фар и противотуманного света:

    1 — выключатель наружного освещения; 2 — трехрычажный переключатель; 3 — реле дальнего света фар; 4 — контрольная лампа дальнего света фар; 5 — выключатель противотуманных огней; 6 и 7 — лампы противотуманных огней; 8 и 10 — лампа дальнего и ближнего света фар; 9 — блок предохранителей; 11 — реле ближнего света фар; 12 — выключатель зажигания; I' — провод к генератору и аккумулятору.
    в — экран для регулировки света фар.
  • Звуковой сигнал и его крепление
  • Рис. 124. Звуковой сигнал и его крепление:
    1 — неподвижный контакт; 2 — облицовка радиатора; 3 — диффузор; 4 — мембрана; 5 — крышка; 6 — корпус; 7 — пластина крепления сигнала; 8 — болты крепления сигнала; 9 — катушка электромагнита; 10 — сердечник; 11 — якорь; 12 — изолятор; 13 — контргайка; 14 — винт регулировки звучания; 15 — штекерное соединение.

  • Схема аварийной сигнализации и указателей поворотов
  • Рис. 125. Схема аварийной сигнализации и указателей поворотов (а) и схема включения звукового сигнала (б):
    1— выключатель аварийной сигнализации с контрольной лампой; 2 — контрольная лампа указателя поворота; 3 — блок предохранителей; 4 — трехрычажный переключатель; 5 — выключатель зажигания; 6 — аккумуляторная батарея; 7, 8, 9 и 10 — лампы указателей поворотов; 11 — прерыватель указателей поворотов; а — к клемме 30 генератора; 12 — выключатель зажигания; 13 — блок предохранителей; 14 — звуковой сигнал; 15 — кнопка звукового сигнала; 16 — аккумуляторная батарея.

  • Для регулировки при помощи экрана необходимо установить ненагруженный автомобиль с нормальным давлением воздуха в шинах на горизонтальной площадке перед экраном на расстоянии 5 м от фар. Нанести на экран осевую линию О—О, лежащую в плоскости симметрии автомобиля. Симметрично осевой линии провести две вертикальные линии Л—Л и 77—77, расположенные в плоскостях, проходящих через центры фар. На высоте Н, соответствующей расстоянию центров фар от пола площадки, нанесите линию 7, а ниже ее на 50 мм — линию 2.
    Включить ближний свет фар и, поочередно закрывая каждую фару, проверить расположение световой границы А на экране. Она должна проходить по линии 2, а наклонные отрезки выходить из точек Е. Если граница светового пятна не соответствует указанной, то винтами 4 (см. рис. 121) и 9 установить в пределах экрана световую границу.
    Наружное освещение (см. рис. 123, а) включается выключателем, расположенным на панели приборов при любых положениях ключа в выключателе зажигания. При этом загораются лампы передних и задних габаритных огней, лампы освещения номерного знака и комбинации приборов. Лампы сигнала торможения загораются при нажатии на педаль тормоза (включается выключатель стоп-сигнала). Для усиления габаритного света задних фонарей в условиях плохой видимости (в туман, снегопад, сильный ливень) в задних фонарях имеются еще дополнительные лампы противотуманного света, которые включаются выключателем, расположенным на панели приборов.
    Звуковой сигнал (рис. 124) имеет металлический корпус 6, на задней стенке которого укреплена пластина 7 крепления, а на боковой стенке — клеммовая колодка. Внутри корпуса сигнала находятся: сердечник 10 с катушкой 9 электромагнита, якорь 77 с мембраной 4 и диффузор 3, укрепленный на стержне, держатель с неподвижным контактом 7.
    Мембрана закреплена между корпусом сигнала и крышкой винтами. На задней стенке корпуса имеется регулировочный винт.
    Звуковой сигнал — безрупорный, типа С311-В электромагнитный, шунтового типа, выполнен по двухпроводной схеме (рис. 125, б). Оба вывода сигнала изолированы от «массы» и выведены на клеммную колодку.
    Установлен звуковой сигнал на облицовке панели передка и крепится к ней через рессорную подвеску двумя болтами.
    Регулировка сигнала. Регулируют сигнал только при появлении в нем хрипа или снижения громкости звучания. Регулировку выполняют, поворачивая винт 14 (см. рис. 124) (расположенный на задней стенке корпуса) до появления чистого и громкого звучания. После регулировки затягивают контргайку 13. Периодически следует проверять надежность креп­ления звукового сигнала и надежность подсоединения проводов.
    Прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (рис. 125, а) изготовлен в едином блоке для получения прерывистого светового сигнала в режиме указателей поворота и аварийной сигнализации при одновременном включении всех указателей поворота.
    Установлен прерыватель штекерами в колодку, которая соединена в блок с колодками реле включения ближнего и дальнего света фар. Блок колодок в сборе с прерывателем и двумя реле крепится винтом на панели воздухопритока (под панелью приборов). К блоку колодок подведены 129 провода переднего жгута.

  • Технические характеристики прерывателя:

    Номинальное напряжение, В.................................... 12
    Частота прерываний сигнальных и контрольной ламп при изменении напряжения от 10,8 до 15 В, циклов/мин 90 ± 30
    Загрузка прерывателя:
    в режиме маневрирования........................................... две сигнальные лампы А12-21-3 и одна
    лампа бокового указателя А12-3-1
    »        » аварийной сигнализации........................... четыре сигнальные лампы А12-21-3 и
    две лампы бокового указателя А12-3-1
    Число контрольных сигнальных ламп А12-1,2 .... одна.

    Лампы указателей поворота в фарах (или блок-фарах), лампы в задних фонарях, а также боковые указатели поворота и контрольная лампа в комбинации приборов включаются рычагом В переключателя 5 (см. рис. 122) при включенном зажигании, получая напряжение от источника питания. Если какая-то из ламп указателя поворота не загорается (перегорела нить или нет контакта), то контрольная лампа начинает мигать с удвоенной частотой.
    Аварийная сигнализация включается выключателем, расположенным на комбинации приборов. При этом прерывистым светом горят одновременно все лампы указателей поворота и контрольная лампа, расположен­ная в выключателе. Аварийную сигнализацию можно включить при любом положении ключа в выключателе зажигания, так как напряжение для работы аварийной сигнализации, минус выключатель зажигания, подается непосредственно от источника питания через предохранитель 10 (рис. 125, а).
    Замена ламп приборов освещения и сигнализации.
    Крепление приборов освещения и сигнализации показано на рис. 122. Боковой указатель поворота крепится на наружной панели переднего крыла (правого и ле­вого) при помощи двух специально отлитых (совместно с корпусом) защелок Т. Между указателем поворота и крылом установлен резиновый уплотнитель. Для замены перегоревшей лампы (А 12-4, которая находится под крылом) надо предварительно зачистить под крылом место вокруг патрона, затем сдвинуть с патрона резиновый защитный колпачок 4 и, сняв с указателя патрон с лампой 3, заменить лампу. После установки патрона с лампой в указатель поворота плотно надеть на патрон колпачок.
    Плафон 8 освещения салона установлен в гнездо на внутренней панели крыши и зафиксирован двумя защелками Е. Для замены лампы плафона надо лезвие маленькой отвертки подвести под торец плафона с противоположной стороны от защелок Е и вывести плафон из гнезда. Заменить софитовую трубчатую лампу АС12-5 и в обратной последовательности установить плафон на место.
    Задний фонарь крепится к панели задка двумя гайками со стороны багажника отделения. Состоит фонарь из рассеивателя, корпуса и печатной платы с лампами. Между фонарем и панелью установлена уплотнительная прокладка. Для замены поврежденного рассеивателя необходимо отвернуть шесть винтов (при снятом с автомобиля фонаре) и отделить его от корпуса. Для замены лампы следует со стороны багажника (при снятом с автомобиля фонаре) при помощи отвертки отвести четыре защелки крепления печатной платы, снять плату с фонаря и заменить перегоревшую лампу. При обратной установке печатной платы с лампами надо ее прижать плотно к корпусу фонаря, чтобы она полностью зафиксировалась четырьмя защелками, установить фонарь на место и закрепить гайками.