Руководство Таврия 1102

    Стартер Таврия 1102

  • Стартер в сборе
  • Рис. 113. Стартер в сборе:
    1 — крышка реле; 2 — контактный диск; 3 - реле в сборе; 4 — пружина контактного диска; 5 — корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — якорь реле; 8 — пружина якоря; 9 — серьга; 10 — рычаг; 11 — прокладка; 12 — ось рычага; 13 — крышка со стороны привода; 14 и 27 — втулки якоря; 15, 16 и 23 — упорные шайбы; 17 — стопорное кольцо; 18 — упорное кольцо; 19 — роликовая муфта; 20 — якорь в сборе; 21 — статор; 22 — стяжной болт; 24 — изоляционная прокладка; 25 — винт; 26 — колпак; 28 — пружина щетки; 29 — пластмассовый щеткодержатель; 30 — крышка со стороны коллектора; 31 — контактные болты тягового реле; 32 — неизолированная щетка; 33 — изолированная щетка; 34 — полюсной винт; 35 — полюс; 36 — катушка возбуждения; 37 — вывод от катушки возбуждения; 38 — вывод обмотки реле, штеккер внутренний.

  • Техническая характеристика стартера
    Номинальное напряжение, В................................................................................ 12
    Номинальная мощность, кВт................................................................................. 1,13
    Пусковая мощность, кВт........................................................................................... 0,65
    Ток холостого хода, А, не более......................................................................... 70
    Частота вращения якоря, об/мин:
    при холостом ходе, не менее............................................................................... 5000
    при пусковой мощности, не менее.................................................................... 1630
    Ток:
    при тормозном моменте 6,6 Н • м,  А,  не более ...................................  260
    при напряжении на выводах, В  не более ..................................................... 7
    Усилие пружины щеткодержателя, передаваемое на
    щетки, Н............................................................................................................................. 9,5... 12,5
    Число зубьев шестерни привода стартера  .................................................. 9
    Модуль зубьев шестерен привода стартера, мм ....................................... 2,1116
    Масса стартера, кг  ..................................................................................................... 4,35

  • Устройство. Стартер 40.3708 (рис. 113), предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Стартер включается при помощи электромагнитного тягового реле 26.37088, смонтированного на фланце крышки стартера. Схема соединения стартера в общую схему электрооборудования показана на рис. 114, а.
    Установлен стартер с левой стороны двигателя и крепится фланцем с двумя шпильками к картеру сцепления. Момент затяжки гаек 40...52 Н • м.
    Статор 21 имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна параллельно им. Каждая катушка имеет пять витков проволоки ПММ 1,8x4,75, изолированных внахлестку хлопчатобумажной лентой сечением 0,25X25.
    Якорь 20 стартера состоит из 23 секций провода ПЭТВ-2-2,24 длиной 375 мм. Число коллекторных панелей 23, шаг по пазам 1...7, шаг по кол­лектору 1...12. Вал якоря вращается в двух бронзографитовых втулках 14 и 27, установленных в передней 13 (со стороны привода) и задней 30 крыш­ках. Колпак 26, задняя 30 и передняя 13 крышки с расположенным между ними статором 21 стянуты двумя стяжными болтами 22.
    На задней крышке 30 винтами 25 закреплен пластмассовый щеткодержатель 29, имеющий фигурные гнезда под щетки. Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 28, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоляционную прокладку 24. Все щетки имеют гибкие канатики, которые крепятся к крышке теми же винтами 25, что и пластмассовый щеткодержатель.
    Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки воз­буждения. Второй конец катушек присоединен к контактному болту 31 тягового реле. На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни с роликовой муфтой 19 свободного хода.
    При помощи привода, перемещающегося по винтовым шлицам вала, происходит зацепление шестерни стартера с ободом маховика и передача крутящего момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.
    Электромагнитное тяговое реле 26.37088 служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с ободом маховика. Реле прикреплено двумя винтами к крышке стартера, соединенного по схеме, показанной на рис. 114, а, в общую схему электрооборудования.
    Катушка реле имеет две обмотки: последовательную II и параллельную I каждая из 167... 170 витков, намотанных в четыре слоя. Последовательная — из проволоки ПЭТ В-2-0,9 и параллельная — из проволоки ПЭТВ-2-0,8. Сопротивление обмоток при температуре 20 °С соответственно равно 0,41...0,470 м и 0,67...0,73 Ом.
    Внутри катушки находится передвигающийся якорь 7 (см. рис. 113) реле с возвратной пружиной 8. На одном конце якоря имеется серьга 9, соединенная с рычагом 10 включения привода стартера, другой конец якоря упирается в шток с контактным диском 2.
    При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обе обмотки реле — втягивающую II и удерживающую I. После замыкания контактов реле втягивающая обмотка отключается, так как оба ее конца оказываются соединенными с « + » аккумуляторной батареи.

    Стартер (рис. 115) собран из следующих основных деталей: корпуса 6 с установленными внутри четырьмя полюсами с катушками 19 возбуждения, якоря 77 с приводом 16, крышкой 12 со стороны привода, задней крышки 3 с щеткодержателями и тягового реле 7. Крышки 12 и 3 и корпус 6 соединены двумя стяжными болтами.
  • Схема электрических соединений стартера
  • Рис. 114. Схема электрических соединений стартера:

    а — схема соединений стартера в общую схему:
    G, — аккумуляторная батарея; М — стартер; I и электрооборудования автомобиля:           11 — соответственно первичная и вторичная обмотки; 5 — выключатель зажигания; G — генератор; бив — схемы соединений для проверки эффективности работы соответственно стартера, реле; G — аккумуляторная батарея; РА — амперметр: Q- выключатель; PV вольтметр; R реостат; М — стартер.
  • Стартер и детали стартера
  • Рис. 115. Стартер и детали стартера:
    1 — колпак задней крышки; 2 — вкладыш якоря; 3 — задняя крышка в сборе; 4 — щетка массы; 5 — изолированная щетка; 6 — корпус в сборе; 7 — реле в сборе; 8 — стартер в сборе; 9 — прокладка; 10 — рычаг; 11 — ось рычага; 12 — крышка в сборе; 13 — упорная шайба; 14 — пружинное кольцо; 15 — упорное кольцо; 16 — привод в сборе; 17 — якорь в сборе; 18 — регулировочная шайба; 19 — катушки возбуждения; 20 пружина щетки.

  • Техническое обслуживание. Через каждые 60 тыс. км пробега автомобиля необходимо: снимать стартер, очищать его от грязи и пыли и разбирать; тщательно промывать и продувать сжатым воздухом все детали стартера (рис. 115); осматривать рабочую поверхность торцового коллектора (поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь следов подгорания) ; промывать коллектор салфеткой, смоченной в бензине, и зачищать мелкозернистой абразивной шкуркой. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и иметь высоту не менее 9 мм. При необходимости следует заменять щетки, предварительно притерев их по коллектору; проверять тяговое реле и зачищать подгоревшие контакты; очищать и смазывать маслом для двигателя втулки якоря в крышках и шестерню включения, а смазкой Литол-24 поводковое кольцо привода.
    При эксплуатации необходимо соблюдать ряд простых правил: при пуске двигателя включать стартер не более чем на 10... 15 с и повторно через 20...30 с. Длительная работа стартера приводит к перегреву обмоток. Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания или зажигания; после пуска двигателя немедленно выключать стартер, чтобы не произошло разрушения якоря и обгонной муфты; ни в коем случае не передвигать автомобиль при помощи стартера. Для проверки стартер соединяют по схеме, показанной на рис. 114,6, затем, замыкая выключатель Q при напряжении источника тока 12 В, выполняют четыре включения стартера с разными условиями торможения.
    Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с. Если стартер не вращает зубчатый обод и его работа сопровождается ненормальным шумом, то стартер надо разобрать, проверить и восстановить.
    Для проверки тягового реле стартер соединяют по схеме, показанной на рис. 114, в. Такую проверку выполняют, когда тяговое реле не вводит в зацепление шестерню стартера и зубчатый обод маховика. При проверке надо установить между упорным кольцом 18 (см. рис. 113) прокладку толщиной 18,5+0,65 мм и включить тяговое реле. Напряжение включения тягового реле не должно быть более 9 В. Если оно больше, то это указывает на неисправность обмотки реле или привода стартера.
    Допускается проверка реле отдельно от стартера. При начальном зазоре между сердечником и якорем 8+0,45 мм и осевой нагрузке 90 Н, при поданном на катушку реле напряжении 9+0,2 В якорь реле должен быть втянут в сердечник, а главный и дополнительный контакты замкнуты.
    При включении стартера якорь не вращается. Причины неисправности и способы устранения:
    - нарушение контакта щеток с коллектором. Снять стартер с двигателя и разобрать его. Прочистить коллектор, заменить щетки;
    - отсутствие контакта в тяговом реле стартера. Отсоединить провод от стартера, отпаять вывод от катушки и снять катушку с клеммами. Если контакты подгорели, зачистить их;
    - обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле. Отремонтировать стартер или заменить его;
    - отсутствие надежного контакта в выключателе зажигания. Проверить цепь при помощи контрольной лампы, присоединенной к клемме 50 выключателя и к «массе». При отсутствии напряжения на клемме в положении 115 включения стартера, выключатель зажигания восстановить или заменить;
    - заедание якоря реле во втулке катушки электромагнита. Очистить от грязи якорь, реле и втулку.
    При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или вращается с малой частотой, накал ламп освещения остается слабым. Причины неисправности и способы устранения:
    - разряжена или неисправна аккумуляторная батарея. Проверить батарею, при необходимости зарядить или заменить ее;
    - короткое замыкание обмотки якоря или обмоток возбуждения. Заменить якорь или обмотки возбуждения;
    - нарушение контакта в цепи питания стартера в результате коррозии или слабой затяжки наконечников. Осмотреть цепи питания стартера, зачистить и затянуть гайки наконечников проводов на клеммах;
    - заедание якоря стартера за полюса. Заменить стартер или заменить втулки (подшипники) вала якоря.
    При включении стартера вал якоря вращается с большой частотой, но   не проворачивает коленчатый вал двигателя. Причиной неисправности является пробуксовка муфты свободного хода привода стартера. Устраня­ется неисправность заменой муфты свободного хода привода стартера.
    При включении стартера слышен скрежет шестерни стартера, которая не входит в зацепление с зубчатым ободом маховика. Причины неисправности и способы устранения:
    - забоины на зубьях обода маховика. Устранить забоины: ослабление буферной пружины привода стартера. Заменить пружину.
    При включении стартера слышен повторяющийся стук тягового реле и     шестерни о зубчатый обод маховика. Коленчатый  вал двигателя при этом не вращается. Причины неисправности и способы устранения:

    - отсутствие надежного контакта между клеммами и наконечниками проводов, особенно у аккумулятора. Проверить и подтянуть крепление наконечников проводов на клеммах;
    - разряжена или неисправна аккумуляторная батарея. Проверить и подзарядить аккумуляторную батарею или заменить ее;
    - неисправна обмотка тягового реле или плохой контакт ее с массой. Заменить обмотку или припаять вывод обмотки к массе.
    После пуска двигателя стартер не выключается. Причины неисправно­сти и способы устранения:
    - спекание контактов выключателя тягового реле. Немедленно остановить двигатель, отключить батарею, снять и отремонтировать реле;
    - заедание ключа выключателя зажигания. Принудительно повернуть ключ выключателя зажигания в положение «Выключено»;
    - заедание муфты или шестерни привода на валу якоря стартера. Разо­брать стартер, установить и устранить заедания;
    - межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера. Заменить тяговое реле стартера.
    Шум шестерни при вращении якоря. Причины и способы устранения: износ втулок подшипников или щеток вала якоря. Отремонтировать или заменить стартер;
    - ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода. Подтянуть гайки крепления или отремонтировать стартер;

    - ослабло крепление полюса стартера (якорь задевает за полюс). Затянуть винт крепления полюса.