Руководство Таврия 1102

    Аккумуляторная батарея Таврия 1102

  • Устройство. На автомобилях, выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи нового типа 6СТ-44А (необслуживаемые), готовые к действию, т. е. залитые электролитом и заряженные. В запасные части такие аккумуляторные батареи поступают, также залитые электролитом и заряженные.
    Корпус (моноблок) аккумуляторной батареи (рис. 106) изготовлен из полупрозрачной термопластичной пластмассы с общей крышкой и межэлементными соединениями, проходящими сквозь перегородку моноблока. В связи с тем что на аккумуляторной батарее блоки электродов (пласти­ны) опущены до самого дна, над пластинами более чем в 2 раза увеличился объем электролита, позволивший уменьшить периодичность доливки дистиллированной воды. При нормальном зарядном токе аккумуляторная батарея нуждается в доливке дистиллированной воды не более 1 раза за 3 месяца эксплуатации. Аккумуляторные батареи имеют меньше саморазряд и могут храниться залитыми электролитом и заряженными в течение 12 мес без подзаряда.

    Техническая характеристика аккумуляторной батареи
    Тип батареи................................................................................................................... 6СТ-44А
    Номинальное напряжение, В.............................................................................. 12
    Номинальная емкость, А • ч................................................................................ 44
    Параметры стартерного разряда при температуре минус 18 °С:
    ток разряда, А................................................................................................................ 220
    продолжительность разряда, мин..................................................................... 2,5
    Саморазряд после бездействия в течение 90 суг, %  ........................... 10
    Масса, кг:
    с электролитом............................................................................................................ 14
    без электролита........................................................................................................... 10
    Срок сохраняемости, г............................................................................................. 1*
    Срок службы, г............................................................................................................. 4...5
    * Срок сохраняемости залитых электролитом батарей без подзаряда.

    Аккумуляторная батарея устанавливается в моторном отсеке в специальное гнездо. Для удобства крепления в нижней части моноблока аккумуляторной батареи выполнены два продольных выступа. Одной стороной аккумуляторная батарея (при установке в гнездо) заводится под крон­штейн в гнезде, другим выступом она удерживается в гнезде кронштейном 2 (рис. 107) и болтом.
    Генератор 11 (нижней частью крышек) крепится к блоку цилиндров кронштейном 12 и болтом 13. Верхней частью генератор фиксируется в натяжной планке 15. В результате шарнирного соединения генератора на кронштейне 12 его можно перемещать в пределах паза кронштейна для натяжения ремня привода генератора.
    Техническое обслуживание. Готовность аккумуляторной батареи к эксплуатации при установке на автомобиль проверяют, изменяя статическое напряжение и плотность электролита. При напряжении менее 12,5 В аккумуляторную батарею следует подзарядить, как описано на 105 с. Напряжение надо контролировать вольтметром класса точности 1,0 со шкалой 30 В и с ценой деления 0,2 В. Плотность электролита должна соответствовать значениям, указанным в табл. 3.
    Не реже 1 раза в месяц следует проверять:
    - надежность крепления аккумуляторной батареи в гнезде и контакты наконечников проводов с выводами аккумуляторной батареи; при необхо­димости очищать аккумуляторную батарею от грязи и пыли;
    - нет ли видимых повреждений, таких, как трещины и разрушения моноблока, крышки, вызывающие утечку электролита. При обнаружении течи снять аккумуляторную батарею с автомобиля и устранить повреждение.
    После пробега первых 5 тыс. км, а в дальнейшем через каждые 15 тыс. км пробега необходимо проверять уровень электролита во всех аккумуляторах батареи. При значительном снижении уровня электролита проверять исправность электрооборудования. Регулируемое (зарядное) напряжение релерегулятора должно быть в пределах 14,1 ±0,4 В.
    Для доливки дистиллированной воды необходимо снять планку 4 (см. рис. 106) и вывернуть пробку 5. Уровень электролита должен поддерживаться между верхней и нижней линией а, указанных на корпусе моноблока. Не допускается эксплуатация аккумуляторных батарей с уровнем электролита ниже нижней линии а на моноблоке. Доливать в аккумуляторы электролит воспрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло в результате его выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.

    Таблица 3. Плотность электролита дли соответствующего климатического района

    Климатические районы, среднемесячная температура воздуха, в январе, °С

    Время года

    Плотность электролита, г/см3, приведенная к плотности при температуре 25 °С, заряженной батареи

    Холодный: от минус 50 до минус 30

    Зима

    1,30

    Лето

    1,28

    Круглый год

    1,28

    Умеренный: от минус 15 до минус 8

    То же

    1,28

    Теплый влажный от 0 до 4

    »

    1,23

    Жаркий сухой от минус 15 до 4

    »

    1,23

    Примечание. Допускаются отклонения пиотносги элекгршшга от значений, приведенных в табл. 4, на +0,01, г/см.

  • Аккумуляторная батарея
  • Рис. 106. Аккумуляторная батарея:
    1 — блок электродов; 2 — моноблок; 3 — крышка; 4 — планка; 5 — пробка; а — линии уровня электролита.
    Рис. 107. Аккумуляторная батарея, генератор и стартер (установка):
    1 — ремень привода генератора; 2 — кронштейн крепления аккумуляторной батареи; 3 — провод «массы»; 4 — провод «массы» для фар; 5 — провод к стартеру; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — кронштейн провода; 8 — защитная втулка; 9 — стартер; 10 — защитный колпачок; 11 — генератор в сборе; 12 — кронштейн крепления генератора; 13 — болт крепления генератора; 14 — шкив; 15 — натяжная планка; 16 — гайка крепления и регулировка натяжения привода генератора.

  • При отказе аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации, а также периодически через каждые 4 мес необходимо проверять ее заряженность измерением плотности электролита аккумуляторным ареометром, одновременно замеряя температуру электролита, чтобы учесть поправку, указанную в табл. 4.
    После определения плотности электролита, приведенной к 25 °С в аккумуляторах, следует установить степень ее заряженности по табл. 5.
    Аккумуляторную батарею, не установленную на автомобиль или снятую с автомобиля после небольшого периода работы, необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита до значений, указанных в табл. 3 для соответствующего климатического района. Затем плотно ввернуть пробки и вставить планку. Такую аккумуляторную батарею следует хранить в неотапливаемом сухом помещении при температуре не ниже минус 50 °С, защитив ее от прямого попадания солнечных лучей.

    Таблица 4. Плотность электролита с температурной поправкой
    Температура электролита при измерении его плотности, °С

    Поправка к показанию ареометра, г/см

    Температура электролита при измерении его плотности, °С

    Поправка к показанию ареометра, г/см3

    Минус 40...мннус 26 включительно
    » 25... » И »
    » 10... » 4 »

    -0,04

    1. 0,03
    2. 0,02

    Плюс 5...плюс 19 включительно
    » 20... » 30 »
    » 31... » 45 »

    - 0,01 0,00 + 0,01

    п римечание. При температуре электролита выше 30°С поправка ( + ) прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 °С поправка (—) соответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20...30 °С, поправка на температуру не вводится (0).

    Через каждые 15 тыс. км пробега необходимо очищать от окислов и смазывать техническим вазелином выводные штыри на аккумуляторе и наконечники проводов. Аккумуляторную батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо снять с автомобиля и подзарядить.
    Срок сохраняемости аккумуляторной батареи без подзаряда 12 мес. После 12 мес бездействия аккумуляторную батарею следует подзарядить, как указано ниже, и установить на автомобиль или на следующий период хранения. Таких периодов может быть не более трех.
    Подзаряд аккумуляторной батареи. Для подзаряда аккумуляторной батареи необходимо снять ее с автомобиля, присоединить положительный вывод аккумуляторной батареи к положительному полюсу постоянного тока, а отрицательный — к отрицательному. Снять с аккумуляторной батареи планку и отвернуть пробки. Установить зарядный ток 2,2 А. В процессе подзаряда следить за температурой электролита. Она должна быть в пределах 15...45 °С.
    Подзаряд проводить до постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Плотность электролита заряженной батареи в конце заряда должна соответствовать значениям, приведенным в табл. 5. Если в конце заряда плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки по табл. 4, будет отличаться от указанной, следует скорректировать ее, доливая дистиллированную воду, когда плотность выше нормы, или доливая раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3 , когда она ниже нормы.
    После корректировки продолжить подзаряд в течение 30 мин для полного перемешивания электролита. Затем отключить аккумуляторную батарею и через 30 мин замерить уровень электролита во всех аккумуляторах.
    Если уровень электролита окажется ниже линий а (см. рис. 106), в аккумуляторы необходимо добавить электролит плотностью, соответствующей данному климатическому району по табл. 3. При уровне электролита выше нормы — отобрать его избыток резиновой грушей. После подзаряда аккумуляторную батарею установить на автомобиль.

    Таблица 5. Плотность электролита, приведенная к температуре 25 °С, г/см5

    Полностью
    заряженная
    батарея

    Батарея, разряженная на

    25%

    50%

    1,30

    1,26

    1,22

    1,28

    1,24

    1,20

    1,23

    1,19

    1,15