Руководство Таврия 1102

    Тормозная система Таврия 1102

  • Передний тормоз с поворотным кулаком и ступицей
  • Рис. 93. Передний тормоз с поворотным кулаком и ступицей:

    1 — болт крепления фланца ступицы; 2 — фланец ступицы; 3 — ступица; 4 — гайка крепления колеса; 5 — диск тормоза с болтами; 6 — грязе защитный кожух; 7 — болт крепления кожуха; 8 — стопорные кольца; 9 — подшипник; 10 — поворотный кулак; 11 — защитный чехол; 12 — направляющий палец; 13 — скоба; 14 — гайка крепления пальца; 15 — колесо; 16 — шина с камерой; 17 — гибкий шланг; 18 — защитный колпачок; 19 — клапан выпуска воздуха; 20 — пружина колодок; 21 — уплотнительное кольцо поршня; 22 — поршень; 23 — защитный чехол поршня; 24 — колодки тормоза.
  • Устройство. Привод рабочей тормозной системы — гидравлический с разделением по диагональной схеме на колесные тормозные механизмы, с сигнализацией об аварийном состоянии системы и с автоматической регулировкой зазора между колодкой и рабочей поверхностью тормоза.

    Техническая характеристика тормозной системы
    Передний тормоз:
    наружный диаметр диска, мм.............................................................................. 235
    толщина диска, мм:
    номинальная................................................................................................................... 10
    минимальная, при износе .......................................................................................8
    толщина фрикционной накладки, мм:
    номинальная................................................................................................................... 11
    минимальная, при износе....................................................................................... 1
    Задний тормоз:
    внутренний диаметр барабана, мм..................................................................... 180
    ширина тормозной накладки, мм........................................................................ 30
    толщина фрикционных накладок, мм:
    номинальная.................................................................................................................... 5
    максимальная, при износе ..................................................................................... 1
    Диаметр главного тормозного цилиндра, мм ........................................... 19
    Диаметр колесного цилиндра переднего тормоза,  мм ..................... 45
    Диаметр колесного цилиндра заднего тормоза, мм ............................. 16

    Тормозная система автомобиля оборудована двумя самостоятельными приводами: гидравлическим от ножной педали, действующим на все колеса, и механическим от рукоятки, действующим только на задние колеса.
    Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимым замедлением. Состоит рабочая тормозная система из двух независимых контуров для торможения передних и для торможения задних колес по диагонали (левое переднее — правое заднее колесо и правое переднее — левое заднее колесо). Для этой цели в главном тормозном цилиндре имеются две независимые полости с двумя поршнями. Бачок с двумя полостями и двумя шлангами питает каждую полость в отдельности.
    Два независимых гидравлических контура с диагональным разделением значительно повышают безопасность вождения автомобиля. При отказе одного из контуров для торможения используется второй контур.
    Стояночный тормоз механического действия с тросовым приводом действует на задние колеса. Стояночным тормозом пользуются только для удержания автомобиля во время стоянки, но в крайних случаях его можно применять и как аварийный при отказе рабочей тормозной системы.
    Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, с подвижной скобой, смонтированной на поворотном кулаке. Дисковый тормоз (рис. 93) хорошо вписывается в колесо, имеет небольшую массу и небольшое число деталей, довольно прост при разборке и сборке.
    В переднем тормозе вращающимися деталями являются: диск 5 тормоза, фланец 2 ступицы и ступица 3. Невращающимися — поворотный кулак 10, скоба 13, колодки 24 тормоза и грязезащитный кожух 6.
    Скоба тормоза 13 гайками 14 крепится к двум направляющим пальцам 12. В свою очередь, направляющие пальцы входят в глухие цилиндрические отверстия поворотного кулака 10 и имеют вместе со скобой подвижность (плавание) относительно диска 5 тормоза. В приливе скобы 13 изготовлен рабочий цилиндр, в котором размещен поршень 22 с двумя уплотнительными кольцами 21 и защитный чехол 23. В верхней части скобы (цилиндра) имеются два резьбовых отверстия, одно — для клапана выпуска воздуха, другое — для наконечника тормозного шланга.
    Поворотный кулак является основной деталью передней подвески, а также конструктивно входит в узел переднего тормоза. В поворотном кулаке 10 сделан паз, через который проходят диск 5 тормоза и два проема для размещения тормозных колодок. Конфигурация проемов выполнена по форме тормозных колодок. В средней части скобы тормоза имеется поперечный паз, в котором фиксируется плоская пружина 20, постоянно поджимающая колодки 24 тормоза к упорам в поворотном ку­лаке. Все это обеспечивает плотную посадку тормозных колодок.
    Тормозной диск с тремя закрепленными в нем болтами, входит в паз поворотного кулака. На болты тормозного диска установлен фланец 2 ступицы. Фланец ступицы шестью болтами 1 крепится к ступице 3, закрывая с наружной стороны тормоз. С внутренней стороны тормоз закрыт кожухом 6, который крепится болтами 7 к поворотному кулаку 10.
    Тормозной механизм заднего колеса барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном (рис. 94). Тормозной механизм смонтирован на стальном штампованном щите 11 и крепится к балке задней подвески вместе со ступицей тремя болтами. В нижней части щита одним из болтов крепления щита (длинный болт) крепится опора 15 колодок. В верхней части щита двумя болтами крепится колесный цилиндр 22 тормоза. Тормозные колодки стянуты верхней 19 и нижней 16 пружинами, которые поджимают колодки к упорам поршней колесного цилиндра и к нижней опоре 15. От бокового смещения в нижней части колодки удерживаются пазами нижней опоры, а в средней прижимными пружинами 18. Из-за нежесткого соединения колодок с щитом тормоза они самоустанавливаются в момент касания с тормозным барабаном, что улучшает эффективность торможения.
    Гидравлический привод (рис. 95) тормозов передних и задних колес состоит из подвесной педали 12 тормоза, толкателя 16, соединенного с главным тормозным цилиндром 1 и выключателя 7 стоп-сигнала, служащего одновременно верхним упором педали. Педаль тормоза крепится на одной оси 4 с педалью 19 сцепления в кронштейне 5 и установлена на двух пластмассовых втулках 18. Для поперечной фиксации педали применяют пружинные защелку 3 и фиксатор 21 со специальным упором 20.
    Толкатель 16 одним концом упирается в поршень главного тормозного цилиндра 1, а другим — вилкой 14 в педаль 12 тормоза, соединяющейся с педалью при помощи пальца 13 и шплинта. Резьбовое соединение толкателя с вилкой позволяет изменять его длину для регулировки свободного хода педали тормоза. Педаль постоянно прижата к выключателю 7 стоп-сигнала возвратной пружиной 6.
    Бачок 3 главного тормозного цилиндра (рис. 96) крепится прижимом 1 к кронштейну. Один конец прижима специальным вырезом фиксируется на кронштейне, а другой конец болтом крепится к этому же кронштейну.

    На горловину бачка навернута крышка 24, крепящая к бачку датчик аварийного уровня жидкости, состоящий из основания 22 и корпуса, изготовленных из пластмассы. Корпус датчика надевается на цилиндрический поясок основания и вместе с ним и отражателем поджимается крышкой к торну заливной горловины. Зазор между корпусом датчика и основанием уплотнен кольцом 23. Для фиксации крышки на верхней части основания имеются две упругие лапки, которые защелкиваются при полном закрывании крышки. К корпусу датчика приклепаны два неподвижных контакта 19 с клеммами, на которые надевают наконечники проводов. Через отверстие основания проходит толкатель, на верхнем конце которого жест­ко крепится подвижный контакт 21. На нижнем конце толкателя через пластмассовую соединительную втулку крепится поплавок 27. Сверху контакты датчика закрыты защитным пластмассовым колпаком 20.
  • Задний тормоз автомобиля Таврия
  • Рис. 94. Задний тормоз (левый):
    1 — поршень; 2 — упорное кольцо; 3 — цилиндр; 4 — клапан выпуска воздуха; 5 — защитный колпачок; 6 — стержень; 7 — колпак; 8 — манжета; 9 — болт крепления цилиндра; 10 — болт крепления опоры колодок; 11 — щит тормоза; 12 — болт крепления разжимного рычага; 13 — рычаг; 14 — колодка тормоза; 15 — опора колодок; 16 — нижняя пружина; 17 — фрикционная накладка; 18 — прижимная пружина колодок;

    19 — верхняя пружина; 20 — распорная планка; 21 — демпферная пластина; 22 — цилиндр в сборе; 23 — гайка.
  • Гидравлический привод тормоза и педаль сцепления
  • Рис. 95. Гидравлический привод тормоза и педаль сцепления:
    1 — главный цилиндр в сборе; 2 — гайка крепле­ния кронштейна педалей; 3 — защелка; 4 — ось педалей; 5 — кронштейн педалей; 6 — пружина; 7 — выключатель стоп-сигнала; 8 — контргайка; 9 — кронштейн включателя; 10 — наконечник включателя; 11 — упор на педали; 12 — педаль тормоза; 13 — палец; 14 — вилка толкателя; 15 — контргайка; 16 — толкатель; 17 — шплинт; 18 — втулка педали; 19 — педаль сцепления; 20 — упор; 21 — фиксатор; Б = 2...5 — свободный ход педали тормоза; В =0,3...0,9 — свободный ход толкателя поршня.

  • Главный цилиндр тормоза (рис. 97) крепится на двух шпильках к кронштейну педалей. В картере 4 главного цилиндра расположены последовательно два поршня 7 и 15, каждый из которых управляет своим контуром. Поршень 7 уплотняется в цилиндре двумя резиновыми манжетами: с наружной стороны в канавку поршня установлена резиновая манжета б низкого давления, а с внутренней стороны — плавающая манжета 9 высокого давления. Уплотнительная манжета 9 высокого давления поджимается пружиной 10 к торну распорной втулки 8. Другой конец пружины упирается в чашку 11. С противоположной стороны чашку 11 постоянно поджимает возвратная пружина 12 поршней, упираемая в упорную шайбу 13. Ход поршня в цилиндре ограничиваетсяустановочным болтом 16, конец которого входит в паз поршня. Поршень 7 в цилиндре создает давление в контуре: правый передний — левый задний тормоз.
    Поршень 15 имеет аналогичное устройство по уплотнению и ограничению хода. Поршень задней полости создает давление в контуре: левый передний — правый задний тормоз.

    На поршень 7 действует толкатель педали тормоза. Когда главный цилиндр находится в нерабочем состоянии, плавающая манжета 9 высокого давления удерживается от соприкосновения с поршнем распорной втулкой, упирающейся в установочный болт 16 поршня передней полости. В таком положении главный цилиндр питается жидкостью от бачка через проходы, открываемые благодаря расположению манжеты распорного кольца и поршня.
  • Детали гидравлического привода ножного тормоза и датчик аварийного уровня жидкости
  • Рис. 96. Детали гидравлического привода ножного тормоза и датчик аварийного уровня жидкости:

    1 - прижим бачка; 2 — датчик уровня жидкости; 3 — бачок; 4 — хомуты шлангов; 5 — шланг передней полости; 6 — шланг задней полости; 7 — главный цилиндр в сборе; 8 — толкатель поршня; 9 и 14 — контргайки; 10 — вилка толкателя; 11 — палец; 12 — возвратная пружина; 13 — включатель стоп-сигнала; 15 — наконеч­ник; 16 — ось педалей; 17 — втулка педали; 8 — педаль; 19 — неподвижный контакт; 20 — защитный колпачок; 21 — подвижный контакт; 22 — основание датчика; 23 — уплотнительное кольцо; 24 — крышка бачка; 25 — отражатель; 26 — толкатель; 27 — поплавок.
  • При нажатии на педаль тормоза поршень 7 передвигается вперед и соприкасается с манжетой 9 высокого давления, прижимаемой к поршню пружиной 10. С этого момента прекращается сообщение с питательным бачком и начинает возрастать давление перед поршнем 7. Это давление передается на поршень 15, который, перемещаясь, также перекрывает сообщение с питательным бачком. Так, в системе гидропривода повышается давление, которое приводит в действие поршни колесных цилиндров.
    Манжеты 9 высокого давления имеют сечение тороидальной формы, наружный диаметр которых в свободном состоянии чуть превышает внут­ренний диаметр цилиндра. Если кольца не подвергаются действию давления тормозной жидкости, то только средний наружный пояс манжет со­прикасается с зеркалом цилиндра, а края не соприкасаются.
    Под действием тормозной жидкости радиальное и осевое давление заставляет резиновые манжеты (кольца) расширяться, создавая таким об­разом уплотнение с зеркалом цилиндра. Сторона манжеты, обращенная к поршню, прижимается к зеркалу цилиндра, а противоположная сторона, омываемая жидкостью под давлением, сохраняет свою закругленную фор­му и остается отделенной от зеркала цилиндра даже при перемещении.

    Площадь контакта манжет с зеркалом цилиндра сокращена до мини­мума, и закругленная форма со стороны зеркала цилиндра обеспечивает вполне удовлетворительную смазку поверхности скольжения. Благодаря такой системе улучшается торможение, так как манжеты движутся плав­но, без рывков в начальной стадии во время выбора зазоров в тормозах.
  • Главный цилищр тормоза
  • Рис. 97. Главный цилищр тормоза:
    а — детали главного цилиндра тормоза; б — продольный разрез главного цилиндра тормоза; 1 — стопорная шайба; 2 — штуцер; 3 — прокладка штуцера; 4 — картер главного цилиндра; 5 — защитный колпак; 6 — уплотнительная манжета; 7 — поршень правого переднего и левого заднего колес; 8 — распорная втулка; 9 — манжета высокого давления; 10 — пружина чашки; 11 — чашка; 12 — пружина поршня; 13 — упорная шайба; 14 и 18 — прокладки; 15 — поршень левого переднего и правого заднего колес; 16 — установочный болт; 17 — пробка.

  • Главный цилиндр тормоза имеет внутренний диаметр 19 мм. Три манжеты высокого давления (тороидальной формы) взаимозаменяемы. Главный цилиндр тормоза (обе полости) питается тормозной жидкостью от одного тормозного бачка, разделенного на две полости. Тормозная жидкость от бачка подается в главный цилиндр в каждую полость отдельным шлангом. Шланги на штуцерах бачка и главного тормозного цилиндра обжаты хомутами.
    Рабочие тормозные цилиндры (рис 98) передних и задних тормозов имеют следующее устройство. Рабочий цилиндр переднего тормоза, (рис. 98, а) состоит из скобы 3, которая крепится гайками к двум направляющим пальцам. Направляющие пальцы входят в цилиндрические отверстия поворотного кулака и имеют подвижность (плавание) вместе со скобой.
    В приливе скобы изготовлен рабочий цилиндр. В цилиндр входит поршень с двумя уплотнительными кольцами 5. От попадания пыли и влаги поршень защищен резиновым гофрированным чехлом 4. В верхней части цилиндра имеются два резьбовых отверстия, одно для клапана 2 выпуска воздуха, другое для наконечника тормозного шланга.
    Рабочий цилиндр заднего тормоза (рис 98, б) состоит из цилиндра, который крепится двумя болтами к щиту тормоза. В цилиндр (с обеих сторон) входят поршень со стержнем, уплотнительная манжета, упорное кольцо и пылезащитный чехол. В средней части цилиндра имеются два резьбовых отверстия, одно — для выпуска воздуха, другое — для штуцера тормозной трубки.

    Трубопроводы гидравлического привода тормозов (рис. 99) состоят из стальных оцинкованных трубок с резьбовыми штуцерами на концах и гиб ких резиновых шлангов с резьбовыми наконечниками для соединения с трубопроводами и цилиндрами. Трубопроводы системы рассчитаны для работы при высоком внутреннем давлении.
  • Рабочие цилиндры тормозов
  • Рис. 98. Рабочие цилиндры тормозов:

    а — цилиндр переднего тормоза в сборе; 1 — защитный колпачок; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — скоба; 4 — защитный чехол; 5 — уплотнительные кольца поршня; 6 — поршень;
    б — колесный цилиндр заднего тормоза в сборе; 1 — цилиндр; 2 — упорное кольцо; 3 — манжета; 4 — поршень; 5 — колпак.

    Рис. 99. Трубопровода гидравлического привода тормоза:
    1 — гибкий шланг задних тормозов; 2 — трубка к левому заднему тормозу; 3 — трубка к левому переднему тормозу; 4 — скоба крепления шланга; 5 — гибкий шланг передних тормозов; 6 — трубка к правому переднему тормозу; 7 — трубка правого заднего тормоза; 8 — трубка к заднему правому тормозу; 9 — трубка левого заднего тормоза.

  • Система трубопроводов передает давление жидкости от главного тормозного цилиндра к тормозам (рабочим цилиндрам) передних и задних колес двумя независимыми контурами по диагонали, т. е. левое переднее — правое заднее колесо, правое переднее — левое заднее колеса.
    Крепление трубопроводов осуществляется при помощи специальных скоб. В местах перехода через стенки в моторном отсеке трубопроводы защищены резиновыми уплотнителями.
    Для заправки гидравлического привода тормозов применяют тормозную жидкость «Томь», обладающую высококипящими свойствами. Можно при­менять и жидкость «Нева».
    Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлять жидкости разных марок к той, которая уже находится в системе гидравлического привода.
    В связи с тем что тормозная система состоит из двух независимых контуров для торможения передних и задних колес по диагонали, заполнение системы жидкостью и удаление воздуха надо осуществлять в порядке, показанном на рис. 100 (цифры в кружках обозначают последователь­ность прокачки тормозов) с выполнением следующих указаний: заполнить бачок жидкостью до нормативного уровня; тщательно очистить от грязи и пыли клапаны для удаления воздуха и снять защитные колпачки;
    надеть на головку клапана заднего правого колеса резиновый шланг для слива жидкости, а другой его конец опустить в прозрачный сосуд, частично заполненный жидкостью. Дальнейшие операции выполняют вдвоем: один резко нажимает педаль тормоза 3...5 раз с интервалом в 1....3 с, удерживая педаль в нажатом положении, другой отвертывает на полоборота клапан. При этом жидкость вместе с воздухом будет вытесняться в сосуд. Не отпуская педаль, заворачивают клапан; повторяют такую операцию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки надо поддерживать нормальный уровень жидкости в питательном бачке; удерживая педаль в нажатом положении, завернуть клапан выпуска воздуха до отказа и снять шланг. Очистить клапан от следов жидкости и надеть защитный колпачок.
    Все вышеуказанные операции проводят с тормозными механизмами других колес в такой последовательности: переднее левое колесо, заднее левое колесо, переднее правое колесо.
    Удалить воздух из системы можно также подачей воздуха в бачок под давлением не более 0,2 МПа при открытом клапане выпуска воздуха, не трогая при этом педаль тормоза.
    При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии в системе воздуха педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна перемещаться более чем на 80...85 мм ее хода. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление. Если педаль перемещается дальше, но педаль «жесткая», то это указывает на увеличенный зазор между колодками, дисками и барабанами. В этом случае необходимо сделать несколько резких торможений на сухой свободной дороге, чтобы уменьшить зазоры.

    Если даже при продолжительном удалении воздух продолжает выходить в сосуд в виде пузырьков, значит он проникает в систему из-за повреждения трубопроводов, недостаточной герметичности соединений, а так-же из-за неисправности главного или колесного цилиндров. Следует найти и устранить негерметичность.
    Стояночный тормоз (рис. 101) —ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес состоит из рычага 7, в котором установлены стержень 75, кнопка, пружина, собачка 14 и сектор 13. Рычаг качается на оси в секторе, который также является и кронштейном крепления рычага (двумя болтами) на туннеле пола. В отверстие нижней части рычага при помощи пальца 2 и шплинта крепится передний трос 4 с регулировочным наконечником. Регулировочный наконечник переднего троса соединен с уравнителем 9 троса, в паз которого уложен задний трос стояночного тормоза. Задний трос 5 состоит из двух оболочек, наконечников и уплотнителей. Каждая Из двух ветвей заднего троса, находящаяся в оболочках, позволяет прокладывать трассу троса изгибами.

    Наконечники заднего троса через отверстие в щите тормоза надевают на фигурные наконечники разжимных рычагов. Разжимной рычаг крепится на тормозной колодке при помощи болта-оси, на котором рычаг свободно поворачивается. При повороте разжимной рычаг 7 (см. рис. 84) перемещает распорную планку 5, которая передвигает переднюю колодку до упора в тормозной барабан. При дальнейшем увеличении усилия поворотный рычаг, опираясь на планку через болт-ось, отжимает заднюю колодку и прижимает ее к тормозному барабану. Таким образом, тормозной барабан затормаживается двумя колодками.
  • Схема системы гидропривода колес
  • Рис. 100. Схема системы гидропривода колес:
    1 — передний тормоз; 2 — гибкие шланги; 3 — трубопровод к правому переднему колесу; 4 — трубопровод к левому переднему колесу; 5 — бачок гидропривода; 6 — шланг от бачка, питающий контур А (задний контур); 7 — шланг от бачка, питающий контур В (передний контур); 8 — главный цилиндр; 9 — педаль тормоза; 10 — трубопровод к правому заднему колесу; 11 — трубопровод к левому заднему колесу; 12 — задние тормоза; А — контур переднего левого и заднего правого колес; В — контур переднего правого и заднего левого колес. Цифры в кружках обозначают порядок прокачки тормозов.
  • Стояночный тормоз
  • Рис. 101. Стояночный тормоз:
    1 — рычаг; 2 — палец; 3 — болт крепления; 4 — передний трос; 5 — трос привода стояночного тормоза; 6 — кронштейн; 7 — уплотнитель троса; 8 — упор; 9 — уравнитель троса; 10 — регулировочная гайка; 11 — квадрат на наконечнике переднего троса; 12 — уплотнитель; 13 — сектор; 14 — собачка; 15 — стержень.

    Рис. 102. Детали переднего тормоза:

    1. — защитный чехол пальца; 2 — направляющий палец; 3 — грязезащитный кожух; 4 — болт крепления кожуха; 5 — защитный колпачок; 6 — клапан выпуска воздуха; 7 — пружина колодок; 8 — скоба тормоза; 9 — уплотнительные кольца поршня; 10 — поршень; 11 — защитный чехол; 12 — колодка тормоза; 13 — диск тормоза; 14 — болт; 15 — гайка крепления колеса.

    Затормаживание автомобиля на стоянке, уклоне или в случае аварийной ситуации происходит при повороте рычага тормоза с усилием 300 Н. При этом собачка рычага проскальзывает по зубьям сектора при перемещении вверх и стопорит рычаг. Для растормаживания необходимо нажать на кнопку и отпустить рычаг вниз до упора. При этом стяжные и оттормаживающие пружины отводят колодки в исходное положение и растормаживают тормозные барабаны.
    Техническое обслуживание.
    После первых 5 тыс. км, а затем через каждые 15 тыс. км пробега необходимо проверять:
    - герметичность системы, состояние шлангов и трубок, обратив особое внимание на состояние гибких шлангов. При обнаружении на шлангах мелких трещин, потертостей на наружной оболочке или при появлении вздутий при нажатии на педаль тормоза заменить шланги новыми. Замена шлангов и правильная их установка описаны ниже;
    - уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долить;
    - эффективность работы тормозных механизмов передних колес.
    Через каждые 15 тыс. км пробега необходимо проверять:
    - состояние накладок тормозных механизмов передних колес и эффективность их торможения;
    - работоспособность стояночного тормоза и отрегулировать его;
    - свободный ход педали тормоза и отрегулировать его.
    Через каждые 30 тыс. км пробега следует проверять:
    - состояние колодок задних тормозов. Эту операцию следует выполнять одновременно с заменой смазки в подшипниках ступиц задних колес.
    Через каждые 60 тыс. км пробега или после 4 лет эксплуатации следует полностью заменять в системе гидропривода тормозную жидкость.
    Замена тормозных шлангов и трубопроводов привода тормозов. При обнаружении каких-либо отклонений в работе тормозов, а также при ремонтных работах других узлов и механизмов надо внимательно осмотреть состояние тормозных шлангов и трубопроводов (см. рис. 99).
    Особое внимание следует обратить на места перегибов шлангов, перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке, обжима трубок скобами на кузове и балке задней подвески. Обнаруженные на тормозных шлангах трещины, вздутия или следы тормозной жидкости на поверхности резины в обязательном порядке необходимо заменять.
    На местах перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке могут быть перегары трубок (при отсутствии резиновых уплотнителей). Под полом кузова трубки могут быть передавлены или сорваны с мест крепления при езде по плохим дорогам.
    При снятии тормозных шлангов необходимо принять меры, предотвращающие утечку тормозной жидкости. Для этого необходимо со стороны снимаемого шланга выкачать жидкость через клапан выпуска воздуха. Чтобы заменить шланг, необходимо плоскогубцами вытянуть скобу 4 крепления шланга, затем, удерживая одним ключом шланг от прокручивания, вторым отвернуть от шланга гайку трубопровода, далее отвернуть шланг от колесного цилиндра (или трубки). При установке нового шланга необходимо его установить так, чтобы исключить перекручивание. При замене трубопроводов соединительные гайки затянуть моментом 23,6...29,5 Н • м. В местах обжатия (крепления) трубопроводов скобами установить резиновые уплотнители.
    Замена тормозных колодок. Заменяя колодки, необходимо:
    - надежно поставить на козлы переднюю часть автомобиля, снять колесо, затем, отвернув шесть болтов 1 (см. рис. 93), снять с тормоза фланец 2;
    - снять с пазов поворотного кулака 10 диск 13 тормоза (рис. 102) и колодки 12 тормоза.
    Колодки тормоза снимаются довольно просто при выполнении следующих приемов. Вначале снимается наружная колодка. Для этого надо рукой слегка прижать колодку 12 к центру оси ступицы, а другой при помощи отвертки переместить колодку вдоль оси кулака. При этом колодка выходит из пазов кулака и с небольшим поворотом свободно вынимается. Таким же образом снимается и внутренняя колодка.
    Колодки с толщиной накладки менее 2 мм заменяют новыми. Регулировка стояночного тормоза. Если стояночный тормоз (см. рис. 101) не удерживает автомобиль на уклоне 25% при перемещении рычага на 4...5 щелчка храпового устройства, необходимо:
    - поднять рычаг стояночного тормоза вверх (от крайнего нижнего положения) на 1...2 зубца сектора;
    - придерживая ключом за квадрат 11 наконечника троса и вращая регулировочную гайку 10, натянуть трос 5 привода стояночного тормоза;
    - проверить легкость перемещения троса по уравнителю 9, при необходимости смазать трос;
    - проверить, остается ли автомобиль в заторможенном состоянии при перемещении рычага вверх на 4...5 щелчка.
    Независимо от вытяжки троса ход рычага может увеличиваться в результате износа накладок тормозных колодок и автоматического их сдвига в сторону барабана. При этом регулировочные возможности (длина регулировочного наконечника) не позволяют удерживать автомобиль в заторможенном состоянии. В этом случае надо отвернуть регулировочную гайку 10 на 3...5 оборота, снять барабан тормоза и переставить распорную планку 20 (см. рис. 94) на прорезь с увеличенным расстоянием и вновь отрегулировать тормоз. Такую работу рекомендуется выполнять при осмотре состояния тормозных накладок и замене смазки в подшипниках. Если накладки колодок имеют износ (по толщине) более 50%, желательно переставить распорную планку.
    Регулировка свободного хода педали тормоза. Свободный ход Б педали тормоза должен быть 2...5 мм, а полный ход педали 150 мм (см. рис. 95). Если это не так, то регулировку выполняют в такой последовательности: регулируют (устанавливают) полный ход педали тормоза положением выключателя 7 стоп-сигнала на кронштейне 9. Для этого ослабляют контргайку 8 и поворотом выключателя 7 устанавливают полный ход педали 150 мм. После регулировки контргайку 8 затягивают;
    - регулируют (устанавливают) свободный ход педали тормоза изменением длины толкателя 16. Для чего ослабляют контргайку 15 и, изменяя длину толкателя, устанавливают свободный ход педали тормоза 2...5 мм. При этом между толкателем 16 и поршнем главного тормозного цилиндра 1 должен бьпь зазор В. После регулировки контргайку 15 затягивают.