Руководство Таврия 1102

    Механизм управлния Таврия 1102
    Рулевое управление

Детали рулевого механизма

Рис. 87. Детали рулевого механизма:
1 — шестерня рулевого управления; 2 — под­шипник шестерни; 3 — регулировочные проклад­ки; 4 — распорная втулка; 5 — крышка; 6 — уплотнитель картера; 7 — болт крепления крышки; 8 — рейка; 9 — картер; 10 — хомут; 11 — левый чехол рейки; 12 — стопорная гайка; 13 — пробка картера; 14 — пружина; 15 — подпятник пружины; 16 — упор рейки; 17 —правый чехол рейки; 18 — болт крепления картера; 19 — втулка рейки; 20 — сапун.

Устройство. На автомобиле установлено рулевое управление типа шестерня-рейка с противоугонным устройством.

Техническая характеристика рулевого управления
Передаточное отношение рулевого управления .................................. 17,42:1
Диаметр рулевого колеса, мм............................................................................. 330
Число оборотов рулевого колеса между крайними
положениями................................................................................................................. 3,17
Максимальный угол поворота управляемых колес, град:
внутреннее колесо...................................................................................................... 36
наружное колесо.......................................................................................................... 29, 30
Минимальный диаметр поворота, м............................................................... 9,7
Угол продольного наклона поворотной стойки, град ........................ 3
Угол наклона поворотной цапфы, град....................................................... 15
Развал колеса, град................................................................................................... 0 + 20'
Расхождение колес (впереди больше, чем сзади), мм ...................... 1...3

Рулевой механизм (рис. 87) типа рейка-шестерня закреплен в моторном отсеке на щите передка четырьмя болтами 18 за проушины алюминиевого картера 9. В картере на двух шариковых подшипниках 2 установлена шестерня 1, а также рейка 8, которая цилиндрическим хвостовиком опирается на втулку 19, а зубчатой частью на шестерню. В шестерне рейка поджата в беззазорном зацеплении пружиной 14, расположенной в полости пробки 13 через подпятник 15 и полуцилиндрические упоры 16. Механизм уплотняется в картере гофрированным чехлом 17, гладким чехлом 11 и уплотнителем 6, установленным в крышке картера. Для стравливания и засасывания воздуха (в связи с изменяющимся объемом внутри картера) в верхней точке картера установлен сапун 20.
Рулевой привод (рис. 88) состоит из правой и левой рулевых тяг. Тяги наружными частями 1 и 15 крепятся к поворотным цапфам, приваренным на стойках передней подвески, а внутренними — к кронштейну 5 тяг, установленному на хвостовик рейки.
Наружные шаровые шарниры неразборные.
Шаровой шарнир состоит из наконечника, в гнездо которого установлен шаровой палец с конусным вкладышем. Конусный вкладыш поджимается в гнезде конической пружиной, которая, в свою очередь, упирается меньшим диаметром в опорную шайбу, завальцованную в головке наконечника шарнира.
Выход шарового пальца из наконечника уплотнен резиновым защитным колпачком, устанавливаемым в канавку на головке наконечника и закрепляемым в ней уплотнительным пружинным кольцом.
Внутренние шарниры 17 резинометаллические и состоят из внутренней распорной металлической втулки и наружной упругой резиновой втулки.
Рулевая колонка представляет собой трубчатую опору 5 (рис. 89) рулевого вала с фланцем для крепления к кронштейну педалей и кронштейну опоры, установленных на кузове. Рулевой вал, состоящий из нижней 1 и верхней 4 частей, соединенных через резиновые втулки 2, вращается в опоре 5 на шариковом подшипнике 10, установленном в резиновой опорной втулке 11, упирающейся в упор 9 подшипника. К опорной втулке 11 подшипник поджимается пружиной 8 через пластмассовый упор 9. Вторым 85 концом пружина 8 упирается в шайбу 7.
Смазка подшипника рулевого вала закладывается при сборке его и в процессе эксплуатации не заменяется.
Левая и правая тяги (рис. 90) разборные и состоят из внутренней и наружной половинок. Вращением стяжек регулируют схождение колес. Для удобства вращения в центрах стяжек выполнены шестигранники.
Опора 5 (рис. 91) рулевого вала крепится к кронштейну педалей четырьмя болтами (или гайками). К опоре вала при помощи скобы 7 двумя специальными болтами 16 крепится выключатель 13 зажигания. Болты крепления выключателя изготовлены с двойной головкой, между которыми выполнен подрез. Эти болты на заводе при сборке автомобиля затягивают моментом 5,5...6,5 Н • м. При этом моменте затяжки вторая головка 6 не отрывается.
Для выполнения функций противоугонного устройства замка (чтобы исключить снятие выключателя зажигания для угона автомобиля) надо головки 6 дополнительно подтянуть до полного их среза. Доступ к болтам возможен только после снятия кожухов 1 и 3.
Рулевое колесо представляет собой металлический каркас с двумя спицами, залитый полиуретаном.
Техническое обслуживание. Через каждые 15 тыс. км пробега необходимо проверять состояние шарниров рулевых тяг, защитных резиновых чехлов и колпачков.
При обнаружении трещин или вырывов резиновые чехлы и колпачки необходимо заменять. Эксплуатация шарниров и рулевого механизма с нарушенными уплотнителями недопустима, так как это приводит к ускоренному износу шарниров и рулевого механизма.
Через каждые 30 тыс. км пробега необходимо проверять свободный ход (люфт) рулевого колеса, который при нормальных зазорах в рулевом управлении и положении колес, соответствующем движению автомобиля по прямой на сухом твердом покрытии, при усилии 750 Н, приложенном к ободу рулевого колеса, не должен превышать 25...30 мм (примерно 10°). Если свободный ход выше указанного значения, следует проверить рулевое управление, для чего необходимо:
- убедиться в правильной регулировке зазоров в подшипниках ступиц передних колес и нормальном давлении воздуха в шинах;
- проверить состояние опор стоек передней подвески и убедиться в их исправности;
- поворачивая рулевое колесо в одну и другую сторону, проверить, нет ли стуков в рулевом механизме, шарнирах тяг и в соединениях. Убедиться в отсутствии перемещения вокруг оси рейки кронштейна рулевых тяг. Проверить и при необходимости подтянуть следующие крепления:
- крепление рулевого механизма к кузову (четыре болта, момент затяжки 27,4.......35,3 Н • м);
- крепление кронштейна к рейке (один болт, момент за­тяжки 31,4...35,3 Н • м);
- крепление рулевых тяг к кронштейну (два болта, момент затяжки 19,6...24,5 Н • м);
- крепление рулевых тяг к рычагам стойки передней подвески (шаровые шарниры рулевых тяг — две гайки, момент затяжки 19,6...24,5 Н • м).
Проверить крепление клеммного зажима рулевого вала с хвостовиком шестерни: один болт, момент затяжки 29,4... 34,3 Н • м.

После проверки и подтяжки всех соединений вновь проверить люфт, а также свободный ход рулевого колеса. Если свободный ход превышает

Рулевое управление

Рис. 88. Рулевое управление:
1 — наружная часть правой тяги; 2 — правая контргайка; 3 — стяжка тяг; 4 — левая контргайка; 5 — кронштейн тяг; 6 — болт крепления кронштейна; 7 — болты крепления шарнира; 8 — 35 верхний вал; 9 — рулевое колесо; 10 — гайка рулевого колеса; 11 — втулка муфты; 12 — нижний вал; 13 — стяжной болт клеммного соединения; 14 — рулевой механизм в сборе; 15 — наружная часть левой тяги; 16 — внутренняя часть левой тяги; 17 — внутренние шарниры; 18 — внутрен­няя часть правой тяги.

допустимое значение, проверить и отрегулировать рулевой механизм. Регулировку рулевого механизма лучше всего выполнять при снятом с автомобиля механизме. Это дает возможность более тонко выполнить регулировку. Можно регулировку выполнять также на не снятом с автомобиля рулевом механизме. Но при этом надо приподнять передок автомобиля так, чтобы колеса не касались пола. Работы по регулировке следует выполнять в такой последовательности:
- отпустить контргайку 15 (рис 92) и завернуть регулировочную пробку настолько, чтобы при прокручивании шестерни 11 рулевым колесом и перемещении рейки 2 из одного крайнего положения в другое не было заеда­ний. При регулировке такие перемещения рейки 2 нужно выполнить несколько раз, чтобы исключить заедания в зацеплении и максимально приблизить упоры 13 к рейке 2;

- затянуть контргайку 15 моментом не менее 68 Н • м. Момент проворачивания вала-шестерни 11 в окончательно отрегулированном механизме должен быть 0,392... 1,176 Н • м.

Опора вала в сборе

Рис 89. Опора вала в сборе:
1 — нижний вал; 2 — втулка муфты; 3 — гайка; 4 — верхний вал; 5 — опора вала; 6 — запорное кольцо противоугонного устройства; 7 — упорная шайба; 8 — пружина; 9 — упор подшипника; 10 — подшипник; 11 — опорная втулка; 12 технологическая деталь, предусмотренная для сборки; А — паз шлицевой втулки (при сборке); В — выступ на опоре (ограничитель глубины установки переключателя на опору).
Рис. 90. Роевые тяги:
I — правая тяга в сборе; II — левая тяга в сборе; 1 — внутренняя половина правой тяги; 2 — правая контргайка; 3 — правая стяжка; 4 — левая контргайка; 5 — наружная половина правой тяги в сборе; 6 — внутренняя половина левой тяги; 7 — левая стяжка; 8 — наружная половина левой тяги в сборе; 9 — пружинное кольцо; 10 — защитный колпачок; 11 — уплотнительное коль­цо; 12 — гайка пальца; 13 — шаровой палец; 14 — заглушка; 15 — пружина; 16 — вкладыш А — глубина навинчивания стяжек (разность размеров А не более 4 мм).

Рулевое управление автомобиля всегда должно быть исправным, надежным и легким в управлении. При возникновении неисправностей в рулевом управлении необходимо незамедлительно приступить к их устранению. В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неис­правности: увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение или заедание в рулевом механизме, разрушение резиновых чехлов.
Кроме перечисленного в рулевом управлении, могут возникнуть и другие неисправности, связанные с креплением рулевого механизма к кузову, крепления опоры вала к кронштейну педалей, рулевого колеса к валу, ослабление крепления клеммного болта на нижнем валу и другие неисправности. Прежде чем приступить к устранению неисправностей, надо проверить и подтянуть все крепления рулевого механизма.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса. Такое увеличение может быть из-за увеличенных зазоров в шарнирах рулевых тяг и нарушения регулировки в зацеплении шестерни рулевого управления с рейкой. Для устранения указанной неисправности надо проверить шаровые шарниры на рулевых тягах. При наличии люфта наконечники заменить. Проверить крепление рулевых тяг к кронштейну тяг, состояние резиновых шарниров и крепление болтов на кронштейне тяг. После устранения люфтов приступить к устранению люфта в рулевом механизме. Зацепление можно регулировать, не снимая механизма с автомобиля. При этом для повышения чувствительности надо приподнять передок автомобиля, чтобы колеса не касались пола.
Регулировка механизма описана выше.
Тугое вращение или заедание в рулевом механизме. Это явление может быть из-за разрушения подшипников шестерни рулевого механизма, разрушения резиновых чехлов на картере и попадания в картер пыли и влаги (образование коррозии на деталях).
Устраняются эти неисправности снятием с автомобиля рулевого механизма, полной его разборкой, промывкой и проверкой состояния деталей. Изношенные и поврежденные детали заменяют. При сборке тщательно смазывают все трущиеся детали и выполняют необходимые регулировки.
Снятие с автомобиля рулевого управления. Снятие рулевого механизма и рулевых тяг необходимо выполнять в такой последовательности:
- расшплинтовать и отвернуть гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу стойки передней подвески. При помощи съемника выпрессовать шаровой палец из поворотного рычага. Таким же образом выпрессовать шаровой палец со второй стороны подвески автомобиля;
- отвернуть два болта 7 (см. рис. 88) крепления рулевых тяг к кронштейну и, ослабив болт крепления кронштейна 5 к рейке, снять рулевые тяги;
- отвернуть болт 13 крепления клеммного соединения рулевого вала с шестерней рулевого механизма (расположен в салоне кузова), затем, отвернув четыре болта крепления картера рулевого механизма (со стороны моторного отсека), снять механизм в сборе.
Установка рулевого механизма и рулевых тяг выполняется в обратной последовательности с выполнением следующих требований:
- болты крепления рулевого механизма затянуть моментом 27,5...35,3 Н • м;
- болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом затянуть моментом 29,4...34,3 Н • м;
- гайки шаровых пальцев рулевых тяг, установленные в отверстия поворотных рычагов передней подвески, затянуть моментом 19,6...24,5 Н • м.
После установки рулевого механизма с тягами необходимо установить углы установки передних колес (описано выше) и окончательно затянуть контргайки 2 и 4 на правой и левой рулевых тягах моментом затяжки 50 Н • м.

Опора вала в сборе с выключателем зажигания, рулевым колесом и переключателем

Рис. 91. Опора вала в сборе с выключателем зажигания, рулевым колесом и переключателем:
1 — верхний кожух; 2 — винты крепления кожухов; 3 — нижний кожух; 4 — рулевое колесо; 5 — опора вала; 6 — головка болта крепления выключателя зажигания; 7 — скоба выключателя зажигания; 8 — хомут; 9 — переключатель в сборе; 10 — выступ на кольце сбрасывателя (на переключателе поворотов); 11 — выступ на опоре вала (ограничитель глубины установки переключателя на опору); 12 — штекерные колодки переключателя; 13 — выключатель зажигания; 14 — реле выключателя зажигания (может не устанавливаться); 15 — штекерная колодка подключения выключателя зажигания к основному жгуту проводов; 16 — болт крепления выключателя зажигания.

Механизм рулевого управления

Рис. 92. Механизм рулевого управления:
1 — левый чехол; 2 — рейка рулевого управления; 3 — хомут; 4 — картер; 5 — подпятник; 6 — внутренний подшипник; 7 — наружный подшипник; 8 — распорная втулка; 9 — крышка; 10 - уплотнитель: 11 — вал-шестерня; 12 — регулировочная прокладка; 13 — упор рейки; 14 — пружина; 15 — контргайка; 16 — пробка картера; 17 — втулка рейки; 18 — правый чехол; Б — размер для подбора компенсационных прокладок; Д — полость для смазки.