Руководство Таврия 1102

  • Колса и шины Таврия 1102

    Колесо, шина, колпак и ступица заднего колеса

  • Рис. 85. Колесо, шина, колпак и ступица заднего колеса:
    1 — декоративный колпак; 2 — колпак ступицы; 3 — гайка ступицы; 4 — шина с камерой; 5 — шайба; 6 — наружный подшипник; 7 — тормозной барабан; 8 — болт крепления колеса; 9 — внутренний подшипник; 10 — уплотнительная манжета; 11 — ступица; 12 — короткий и длинный болты; 13 — балансировочный грузик (0,015; 0,035; 0,045 кг); 14 — пружина, крепления грузика; 15 — держатель запасного колеса; 16 — гайка колеса; 11 — штуцер камеры; 18 — держатель колпака.
    Рис. 86. Схемы перестановки шин (а) и установки грузиков при статической балансировке колес (б):
    1...5 — последовательность перестановки шин.

  • Устройство. На автомобиле установлены колеса (рис. 85), состоящие из штампованных дисков и приваренных к ним ободов. Обод колеса имеет посадочный диаметр 13 дюймов (330 мм). Крепятся колеса к передним ступицам и барабанам задних колес тремя шпильками при помощи гаек с коническими опорными поверхностями.
    На автомобиль устанавливают бескамерные шины с камерами разме­ром 155—170 R13 (ширина профиля 155 мм и посадочный диаметр 330 мм). При эксплуатации необходимо обеспечить внутреннее давление воздуха в шинах для передних и задних колес 0,2...0,22 МПа и своевремен­ную перестановку шин (рис. 86,а).
    Колеса автомобиля перед установкой на автомобиль динамически балансируют в сборе с шинами на специальном стенде. Дисбаланс колес (особенно передних) приводит к колебаниям колес при движении автомобиля и, как следствие, к ухудшению устойчивости автомобиля и повышенному неравномерному (пятнистому) износу шин.
    В процессе эксплуатации автомобиля балансировка колес может быть нарушена при потере одного из балансировочных грузиков, при неравномерном износе шины или при смене шины. В таких случаях следует колесо сбалансировать вновь.
    Особенно повышенный износ вызывается тогда, когда потерян один из двух грузиков, установленных на колесе. Иногда дисбаланс проявляется резко из-за неравномерного налипания грязи на ободе и диске с внутренней стороны колеса.
    Балансировка (рис. 86, б) колес осуществляется при помощи грузиков, укрепленных между ободом и шиной пружинным держателем (рис. 86, б; 1). Если в процессе эксплуатации нет возможности сбалансировать колеса на специальном стенде, то балансировку осуществляют непосредственно на автомобиле, используя для этого ступицу заднего колеса. Ступица должна легко и свободно вращаться. При необходимости следует ослабить гайку, отпустив ее на половину оборота.
    Балансируемое колесо необходимо установить на ступице и закрепить гайками. При этом автомобиль должен быть поднят настолько, чтобы колесо легко вращалось. Поворачивая колесо в различные положения, проверить, остается ли оно в равновесии (проверка осуществляется с кол­пачком вентиля). Если колесо самопроизвольно поворачивается, т. е. име­ется дисбаланс, то следует снять балансировочные грузики и приступить к балансировке, которую выполняют в следующем порядке:
    - толчком руки заставляют колесо медленно вращаться против часовой стрелки. Положение, в котором остановится колесо, отмечают вертикальной меловой чертой I в верхней его точке. Эта метка обозначает самое легкое место колеса при вращении его против часовой стрелки;
    - повторяют предыдущую операцию, но, вращая колесо по часовой стрелке, и отмечают второй вертикальной меловой чертой II легкое место в верхней точке колеса;
    - разделив пополам расстояние между двумя меловыми метками, ста­вят метку III. Это и будет действительное легкое место колеса (рис. 86, б; 2). Метки I и II стирают;
    - устанавливают на обод колеса против метки один грузик и проворачивают колесо. Устанавливать грузики следует только на наружную сторону обода. Если колесо будет останавливаться в любом положении, значит достигнуто равновесие. Если колесо устанавливается в прежнее положение (грузиком вверх), значит груза недостаточно. Установка колеса грузом вниз свидетельствует о слишком большом грузе;
    - если сбалансировать колесо одним грузиком не удается, то прибегают к установке двух грузиков, для чего на ободе по обе стороны от метки устанавливают по одному грузику (рис. 86, б; 3);
    - толчком руки заставляют колесо медленно вращаться. Если после остановки колеса грузики займут крайнее нижнее положение, то этих грузиков для балансировки колеса достаточно. Если же грузики займут верхнее положение, то это означает, что они малы. Их следует заменить парой грузиков большей массы и убедиться, что колесо останавливается при нижнем положении грузиков;
    - раздвигая подобранные грузики по ободу на равные расстояния в обе стороны от средней метки (рис. 86, б; 4) добиваются равновесия колеса при вращении по часовой стрелке и против нее;
    - проверяют крепление грузиков, доводят давление воздуха в шине до нормального, восстанавливают регулировку подшипников и стопорят гайку ступицы вдавливанием юбки гайки в пазы.
    Техническое обслуживание. Через каждые 15 тыс. км пробега во избежание неравномерного износа протектора шин необходимо:
    - выполнить перестановку шин (см. рис. 86, а);
    - отбалансировать колеса и отрегулировать давление воздуха в шинах;
    - проверить и отрегулировать углы установки передних колес.
    Эти сложные и ответственные операции рекомендуется проводить на станциях технического обслуживания на специальных оптических стендах, обеспечивающих высокую точность замеров углов. Порядок проверки и установки углов передних колес подробно описан выше в разд. «Передняя подвеска».