Руководство Таврия 1102

  • Ходовая часть Таврия 1102
    Передняя подвеска

  • Передняя подвеска в сборе с шарнирным валом Таврия
  • Рис. 76. Передняя подвеска в сборе с шарнирным валом (левая сторона):
    1 — опора; 2 — упорный подшипник; 3 — гайка; 4 — чашка кузова; 5 — колпачок; 6 — ограничитель хода верхней опоры; 7 — прокладка; 8 — опорная чашка пружины; 9 — буфер; 10 — пружина; 11 — чехол; 12 — специальные шайбы; 13 — специальный болт; 14 — гайка крепления амортизационной стойки с поворотным кулаком; 15 — стяжной болт клеммного соединения; 16 — поворотный кулак; 17 — нижний шарнир; 18 — болт; 19 — гайка крепления нижнего шарнира; 20 — шаровой палец; 21 и 22 — соответственнонижний и верхний вкладыши; 23 — рычаг; 24 — реактивная штанга; 25 — кронштейн; 26 — поперечина кузова; 27 — буксирная проушина; 28 — гайка крепления реактивной штанги; 29 — шайба; 30 — сайлент-блок реактивной штанги; 31 — амортизационная стойка; 32 — рулевая тяга; 33 — сайлент-блок рычага; Л — зазор при технически исправных деталях подвески должен быть не более 10 мм

    I — ступица переднего колеса в сборе с шарнирным валом:
    1 — болт крепления шарового пальца (клеммное соединение); 2 — палец шарового шарнира; 3 — стопорное кольцо подшипника; 4 — грязеотражатель поворотного кулака; 5 — грязеотражатель ступицы; 6 — болт крепления фланца; 7 — гайки ступицы; 8 — шайба; 9 — фланец ступицы; 10 — ступица; 11 — поворотный кулак; 12 — подшипник ступицы; 13 — промежуточная шайба; 14 — грязеотражатель поворотного кулака; 15 — внутренний грязеотражатель; 16 — шарнирный вал; а — места стопорения гайки вдавливанием юбки гайки в пазы вала.
    II — шаровой шарнир стойки передней подвески:
    1 — обжимное кольцо; 2 — защитный вкладыш; 3 — хомут; 4 — корпус; 5 — нижний вкладыш; 6 — заглушка; 7 — пружина; 8 — упорная шайба; 9 — шаровой палец; 10 — верхний вкладыш.

  • Рис. 77. Приспособления дня разборки исборки амортизационной стойки передней подвески:
    а — приспособление специального изготовления; б — приспособление, изготовленное на базе домкрата автомобиля ВАЗ: 1 — амортизационная стойка; 2 — приспособление.

  • Устройство.
    Передняя подвеска (рис. 76) — независимая, типа качающаяся свеча, конструктивно состоит из двух основных частей — правой и левой. Основным элементом правой или левой части подвески является амортизационная стойка 31, на которой установлены пружина 10 и буфер 9 сжатия, являющиеся упругими элементами подвески.
    Амортизационная стойка 31 выполняет несколько функций:
    - является гидравлическим телескопическим амортизатором двусторон­него действия;
    - служит направляющим аппаратом передней подвески; при помощи кронштейна, приваренного к резервуару амортизационной стойки, осуществляется поворот передних колес вокруг штока.
    Верхняя опора 6 стойки представляет собой резинометаллический элемент для гашения высокочастотных колебаний, возникающих при дви­жении по неровностям дороги, и для углового перемещения стойки. Упорный подшипник 2 обеспечивает повороты стойки вокруг своей оси при повороте колес. На штоке стойки установлен резиновый буфер 9, огра­ничивающий ход колеса вверх. Для ограничения хода колеса вниз имеется буфер, установленный внутри амортизатора тоже на штоке. Под верхний конец пружины установлен резиновый чехол для защиты штока.
    Амортизационная стойка крепится к кулаку при помощи двух болтов через отверстия в кронштейне стойки. В месте крепления верхнего болта предусмотрена возможность регулировки угла развала передних колес.
    Амортизационную стойку необходимо снимать и устанавливать на автомобиль в такой последовательности:
    - надежно поставить на козлы переднюю часть автомобиля и снять колпак и колесо;
    отсоединить рулевую тягу от кронштейна стойки передней подвески (см. разд. «Рулевое управление»);
    - отвернуть две гайки крепления поворотного кулака к амортизационной стойке л, выбив болты, придерживая поворотный кулак с рычагом, опустить его в крайнее нижнее положение;
    - отвернуть три гайки крепления верхней опоры амортизационной стойки и, придерживая стойку рукой, вынуть ее из колесной ниши.
    Собранную и отремонтированную стойку устанавливают на автомобиль в обратной последовательности. При этом гайки болтов крепления стойки к поворотному кулаку затягивают моментом затяжки 56...62 Н • м.
    Разборку амортизационной стойки в сборе с пружиной необходимо выполнять в таком порядке:
    - очистить наружные поверхности амортизационной стойки от пыли и 73 грязи, промыть в бензине (керосине) и протереть насухо чистой ветошью.При разборке пользоваться специальным инструментом и приспособлением и соблюдать особую чистоту и осторожность, чтобы пружина «не выстрелила»;
    - закрепить в тисках приспособление, предварительно установив в нем амортизационную стойку. На рис. 77 показаны два приспособления, одно на базе домкрата ВАЗ, а другое — специального изготовления. Заворачивая винт рукояткой (или гайкой), сжать пружину амортизационной стойки так, чтобы она не оказывала давление на верхнюю чашку;
    - придерживая ключом шток амортизатора за лыски, отвернуть гайку крепления пружины и снять со стойки опору с подшипником. Затем, отворачивая винт рукояткой, полностью освободить пружину от давления на опорную чашку;
    - снять с амортизационной стойки опорную чашку пружины, буфер хода сжатия и пружину с защитным чехлом.
    Осмотреть снятые детали, изношенные или поврежденные заменить новыми. Особое внимание обратить на состояние опоры верхней стойки с подшипником в сборе. Если на резине обнаружены разрывы или отслоения от металла, опору заменить. Подшипник в корпусе должен быть плотно обжат и не иметь осевого люфта. При износе в опоре только подшипника — заменить подшипник. Для этого надо отжать места крепления подшипника в опоре и снять его. Новый подшипник следует обжать в четырех равнорасположенных (новых) местах так, чтобы подшипник в корпусе не имел осевого люфта.
    Сборка амортизационной стойки выполняется в обратной последовательности. При этом следует соблюдать особую осторожность при сжатии пружины. Гайку крепления пружины на стойке затянуть моментом затяжки 24...36 Н • м.
    Шаровой шарнир (нижняя опора) — неразборной конструкции, состоит из корпуса, в котором имеется гнездо для шарового шарнира. В корпусе установлены шаровый палец с вкладышами, упорная шайба, пружина и заглушка, за вальцованная по окружности в корпусе. Шаровой шарнир соединен с рычагом двумя болтами.
    Палец шарового шарнира крепится в клеммовом зажиме кулака и стопорится при помощи стяжного болта. В штампованный рычаг запрессован сайлент-блок, прикрепленный к кронштейну кузова болтовым соеди­нением. Реактивная штанга прикреплена к кузову при помощи сайлент-блока, установленного внутри кронштейна, а кронштейн — при помощи трех болтов.

  • Амортизаторы
  • Рис. 78. Амортизаторы:
    а — амортизатор стойки передней подвески; б — амортизатор задней подвески; 1 — гайка резервуара; 2 — манжета; 3 — направляющая втулка; 4 — цилиндр; 5 — резервуар; 6 — шток; 7 — буфер хода отдачи; 8 — ограничительная тарелка; 9 — ограничительное кольцо; 10 — дроссельный диск клапана отдачи; 11 — диск клапана отдачи; 12 — упорная тарелка: 13 — пружина перепускного клапана; 14 — тарелка перепускного клапана; 15 — поршень; 16 — кольцо поршня; 17 — пружина клапана сжатия; 18 — корпус клапана сжатия;  19 — обойма клапана сжатия; 20 — пружина корпуса; 21 — тарелка; 22 — дроссельный диск клапана сжатия; 23 — диск клапана сжатия; 24 — корпус; клапана сжатия; 25 — проушина; 26 — ограничительная тарелка перепускного клапана; 27 и 29 — обоймы сальника штока; 28 и 30 — сальники; 31 — пружина сальника/

    Рис. 79. СХема работы амортизатора:
    а — детали клапанов; б — ход сжатия; в — ход отдачи; 1 — тарелка перепускного клапана; 2 — тарелка клапана сжатия; 3 — дроссельный диск клапана отдачи; 4 — диски клапана отдачи; 5 — дроссельный диск клапана сжатия; 6 — диски клапана сжатия.

  • Подшипники и ступицы передних колес (см. рис. 74) запрессованы в корпус поворотной цапфы. Подшипник ступицы — нерегулируемой конструкции, шариковый, радиально-упорный, двухрядный с обеих сторон имеет уплотнение. Заложенная внутрь его смазка рассчитана на весь срок службы. Наружная обойма подшипника цельная, а внутренняя состоит из двух колец. Осевой зазор в подшипнике 0,04...0,06 мм. Этот зазор обес­печивается затяжкой гайки ступицы.
    В поворотной цапфе подшипник фиксируется с обеих сторон стопорными кольцам. Для защиты подшипника от пыли в поворотную цапфу запрессованы грязеотражатели. Грязеотражатель запрессован и в ступицу.
    Гайку нерегулируемого подшипника ступицы затягивают динамометрическим ключом с моментом затяжки 117...147 Н • м. При затяжке одновременно проворачивают колесо в двух направлениях 4...5 раз. После окончательной затяжки стопорят гайку, вдавив юбку гайки в пазы хвосто­вика шарнирного вала с двух сторон (см. стрелки а на рис. 74).
    Амортизаторы стойки передней подвески установлены на передней подвеске (амортизационной стойке). Амортизатор (рис. 78, а) состоит из рабочего цилиндра 4 и внешнего резервуара 5 для рабочей жидкости. В рабочем цилиндре размещается шток 6 с поршнем и деталями 10...18 клапана отдачи. Поршень 15 с уплотнительным кольцом 16 и деталями клапана отдачи крепится в нижней части штока гайкой — корпусом 18. В нижней части рабочего цилиндра установлен корпус с деталями 19...24 кла­пана сжатия. В верхней части резервуар закрыт гайкой 1, которая затягивается моментом 80... 100 Н • м. При этом гайка прижимает направляющую втулку 3 и уплотнительную манжету 2 к цилиндру 4.
    Уплотнительная манжета служит для уплотнения (внутренней частью) штока и (наружной частью) резервуара. На штоке между направляющей втулкой и поршнем установлен буфер хода отдачи, изготовленный из пластмассы (десмопан). Он служит ограничителем верхнего хода амортизатора (стойки). Нижний ход амортизатора (стойки) ограничивается буфером хода сжатия. Буфер хода сжатия расположен на штоке выше гайки резервуара (под резиновым чехлом стойки). Упором буфера хода сжатия являются: сверху чашка кузова, снизу — гайка резервуара (см. рис. 76).
    Амортизатор имеет весьма сложную конструкцию и много точно изготовленных и собранных деталей. Поэтому его разборку следует делать только в необходимых случаях, пользуясь специальным инструментом.
    В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут изменяться рабочие характеристики амортизаторов. В специально оборудованных мастерских или на станциях технического обслуживания при наличии специальных стендов можно восстановить рабочие характеристики амортизаторов разборкой его и проведением соответствующих регулировок.
    Испытание и регулировка амортизатора осуществляются на динамометрическом стенде, регистрирующем характеристику амортизатора (стой­ки), с ходом ползуна 75+0,5 мм и частотой колебаний 1,6+0,5 Гц при температуре окружающей среды 20±5°С. Запись рабочей диаграммы должна производиться после предварительной прокачки амортизатора в течение 10... 12 циклов. Усилие, развиваемое амортизатором передней подвески при снятии рабочих диаграмм на стенде при ходе сжатия 150...250 Н, а при ходе отдачи 850... 1000 Н.
    Принцип действия телескопического амортизатора передней (задней) подвески основан на создании повышенного сопротивления раскачиванию кузова в результате принудительного перетекания жидкости через малые проходные сечения в клапанах.
    При ходе сжатия (рис.79, а) колеса автомобиля идут вверх, т. е. амортизатор сжимается, поршень идет вниз и вытесняет из цилиндра жидкость, которая, преодолевая сопротивление клапана сжатия и клапана отдачи, перетекает из подпоршневого пространства в надпоршневое и перетекает из цилиндра в резервуар. Ход сжатия ограничивается упором буфера на штоке.При ходе отдачи (рис. 79, б) колеса автомобиля под действием упругих элементов подвески опускаются вниз и амортизатор растягивается, т. е. поршень идет вверх. Над поршнем создается давление жидкости, а под поршнем — разрежение. Жидкость из надпоршневого пространства и из резервуара, преодолевая сопротивление клапанов сжатия и отдачи, перетекает в подпоршневое пространство. Ход отдачи ограничивается буфером отдачи в цилиндре.
    Техническое обслуживание. После первых 5 тыс. км пробега, а затем через каждые 30 тыс. км, или 1 раз в 2 года, необходимо проверять и при необходимости подтягивать все резьбовые соединения. Проверять состояние: деталей передней подвески, сайлент-блоков, верхней и нижней опор. Через каждые 15 тыс. км пробега выполнять следующие работы:
    - проверять состояние резинового чехла стойки. При наличии вырывов и трещин его необходимо заменять. Проверять работоспособность амортизаторов и их герметичность. При уменьшении их эффективности, что проявляется в медленном гашении колебаний кузова автомобиля при переезде через неровности дороги, следует обращаться на станции технического обслуживания. Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправными амортизаторами (стойками) передней подвески, так как при этом происходит потеря устойчивости автомобиля при движении и воз­можно разрушение брызговиков кузова;
    - проверять состояние верхней опоры 6 (см. рис. 76). Состояние верхней опоры проверяют на полностью заправленном и снаряженном автомобиле с двумя пассажирами на передних местах. Автомобиль устанавливают на ровной горизонтальной площадке и поворотом рулевого колеса добива­ются такого положения, при котором зазор А становится одинаковым (равномерным) по всей окружности. Если зазор А превысит 10 мм, опору заменяют новой;
    проверять состояние сайлент-блоков. При обнаружении отслоения резины от металла сайлент-блоки заменять;
    - проверять состояние нижнего шарового шарнира 17. Люфт проверяют, перемещая нижний рычаг 23 вверх — вниз. Обнаруженные люфты устраняют. Эксплуатация с люфтом в шаровых шарнирах не допускается. Если ступицы передних колес имеют роликовые конические подшипники, то через каждые 15 тыс. км пробега надо при необходимости регулировать в них зазоры. Зазоры проверяют (при поддомкраченном колесе с надежно установленной подставкой) покачиванием колеса за шину в вертикальной плоскости. Осевой зазор в подшипниках должен быть 0,04...0,11 мм. При нормальной регулировке колесо должно вращаться свободно, без люфта или с минимальным люфтом.
    Если в подшипниках обнаружен люфт, необходимо:
    - отогнуть лунку-стопор на юбке гайки и, нажимая на ключ плавно, без рывков, затянуть гайку до исчезновения люфта, проворачивая при этом колесо;
    - добившись свободного вращения колеса без люфта, застопорить гайку, вдавливая лунку-стопоры на юбке гайки в пазы хвостовика шарнирного вала. Если паз не совпадает со старой лункой, заменить гайку.
    Через каждые 30 тыс. км пробега (для ступиц с регулируемыми подшипниками) заменять смазку (Литол-24) в подшипниках ступиц передних колес. Для замены смазки необходимо снять шарнирные валы со ступиц. Затем заменить смазку, отрегулировать подшипники вновь, проверить и отрегулировать развал и расхождение колес.
    Проверить состояние деталей передней подвески. Деформированные штангу 11 (рис. 80) и рычаг 6 отрихтовать. Проверить и надежно прикрепить шаровой шарнир 7 к рычагу 6. Момент затяжки болтов крепления шарового шарнира 44...56 Н • м. В шаровом шарнире (при проверке) не должно быть люфта. На автомобиле люфт пальца (без разборки) можно определить покачиванием рычага из смотровой ямы в вертикальном направлении. Незначительный люфт в шаровом шарнире можно устранить, вдавливая среднюю часть заглушки (снизу) с последующей посадкой завальцованной части.
    Проверить состояние сайлент-блоков 4 и 28, деформированные или изношенные (люфт в соединении) заменить новыми.
    Проверить состояние верхней опоры 18 и упорного подшипника 17. При исправных деталях опоры зазор А (см. рис. 76) должен быть не более 10 мм. При увеличенном зазоре снять стойку подвески с автомобиля и восстановить опору заменой изношенных деталей.
  • Детали передней подвески
  • Рис. 80. Детали передней подвески:
    1 — защитный колпачок; 2 — обойма буфера; 3 — амортизатор в сборе; 4 — сайлент-блок рычага; 5 — гайка крепления рычага; 6 — рычаг; 7 — шаровой шарнир; 8 — гайка крепления шарового шарнира к поворотному кулаку; 9 — болт крепления амортизатора к поворотному кулаку; 10 — болт регулировки угла развала колес и крепления амортизационной стойки; 11 — реактивная штанга; 12 и 23 - шайбы; 13 — пружина подвески; 14 — защитный чехол; 15 — буфер сжатия и втулка; 16 — опорная чашка; 17 — подшипник; 18 — опора стойки; 19 — ограничитель хода; 20 — прокладка; 21 — гайка крепления амортизатора; 22 и 25 — болты крепления кронштейна; 24 — кронштейн с сайлент-блоком; 26 — гайка крепления реактивной штанги; 27 — компенсационная прокладка; 28 — сайлент-блок.

  • Углы установки передних колес. Регулировка углов установки перед­них колес необходима для нормальной работы передней подвески. Нарушение заданных углов установки колес затрудняет управление автомобилем, снижает его устойчивость при движении и приводит к преждевременному износу шин.
    Нарушение угла развала колес вызывает односторонний износ протектора шин. При увеличенном положительном угле развала наружная сторона протектора шины изнашивается быстрее, чем внутренняя. При отрицательном угле развала быстрее изнашивается внутренняя часть протектора.
    Отклонение схождения колес от допустимого значения приводит к интенсивному износу протектора шины. Увеличенное схождение приводит к ступенчатому износу протектора шины, выраженному в появлении острых кромок на ней, направленных к оси автомобиля. Расхождение колес характеризуется износом шины также с появлением острых ступенчатых кромок на ней, но направленных наружу, и является более вредным и опасным, чем схождение, так как в этом случае ухудшается устойчивость автомобиля.
    Для регулировки углов установки передних колес желательно иметь специальный стенд, а при его отсутствии ровную горизонтальную площадку, отвес или угольник и телескопическую линейку.
    Перед проверкой и регулировкой углов установки колес необходимо посмотреть:
    - нет ли повышенных зазоров в подшипниках передних колес, и, если необходимо, отрегулировать подшипники, как указано в пункте «Подшип­ники ступиц передних колес». Проверить зазор в зацеплении шестерни и рейки в рулевом механизме (свободный ход рулевого колеса должен быть не более 10°);
    - 0,04...0,11 мм. При нормальной регулировке колесо должно вращаться свободно, без люфта или с минимальным люфтом.
    Если в подшипниках обнаружен люфт, необходимо:
    - отогнуть лунку-стопор на юбке гайки и, нажимая на ключ плавно, без рывков, затянуть гайку до исчезновения люфта, проворачивая при этом ко­лесо;
    - добившись свободного вращения колеса без люфта, застопорить гайку, вдавливая лунку-стопоры на юбке гайки в пазы хвостовика шарнирного вала. Если паз не совпадает со старой лункой, заменить гайку.
    Через каждые 30 тыс. км пробега (для ступиц с регулируемыми подшипниками) заменять смазку (Литол-24) в подшипниках ступиц передних колес. Для замены смазки необходимо снять шарнирные валы со ступиц. Затем заменить смазку, отрегулировать подшипники вновь, проверить и отрегулировать развал и расхождение колес.
    Проверить состояние деталей передней подвески. Деформированные штангу 11 (рис. 80) и рычаг 6 отрихтовать. Проверить и надежно прикрепить шаровой шарнир 7 к рычагу 6. Момент затяжки болтов крепления шарового шарнира 44...56 Н • м. В шаровом шарнире (при проверке) не должно быть люфта. На автомобиле люфт пальца (без разборки) можно определить покачиванием рычага из смотровой ямы в вертикальном направлении. Незначительный люфт в шаровом шарнире можно устранить, вдавливая среднюю часть заглушки (снизу) с последующей посадкой завальцованной части.
    Проверить состояние сайлент-блоков 4 и 28, деформированные или изношенные (люфт в соединении) заменить новыми.
    Проверить состояние верхней опоры 18 и упорного подшипника 17. При исправных деталях опоры зазор А (см. рис. 76) должен быть не более 10 мм. При увеличенном зазоре снять стойку подвески с автомобиля и восстановить опору заменой изношенных деталей.
    Углы установки передних колес.
    Регулировка углов установки передних колес необходима для нормальной работы передней подвески. Нарушение заданных углов установки колес затрудняет управление автомобилем, снижает его устойчивость при движении и приводит к преждевременному износу шин.
    Нарушение угла развала колес вызывает односторонний износ протектора шин. При увеличенном положительном угле развала наружная сторона протектора шины изнашивается быстрее, чем внутренняя. При отрицательном угле развала быстрее изнашивается внутренняя часть протектора.
    Отклонение схождения колес от допустимого значения приводит к интенсивному износу протектора шины. Увеличенное схождение приводит к ступенчатому износу протектора шины, выраженному в появлении острых кромок на ней, направленных к оси автомобиля. Расхождение колес характеризуется износом шины также с появлением острых ступенчатых кромок на ней, но направленных наружу, и является более вредным и опасным, чем схождение, так как в этом случае ухудшается устойчивость автомобиля.
    Для регулировки углов установки передних колес желательно иметь специальный стенд, а при его отсутствии ровную горизонтальную пло­щадку, отвес или угольник и телескопическую линейку.
    Перед проверкой и регулировкой углов установки колес необходимо посмотреть:
    - нет ли повышенных зазоров в подшипниках передних колес, и, если необходимо, отрегулировать подшипники, как указано в пункте «Подшип­ники ступиц передних колес». Проверить зазор в зацеплении шестерни и рейки в рулевом механизме (свободный ход рулевого колеса должен быть не более 10°);
    - нет ли повышенных люфтов в сайлент-блоках реактивных штанг и рычагах, в нижних шаровых шарнирах и в упорных подшипниках стоек передней подвески, и, если необходимо, устранить люфты;
    - нормальное ли давление воздуха в шинах и, если необходимо, довести его до нормы. Проверить радиальное и осевое биение шин. Оно не должно превышать 3 мм.
    Проверку углов установки передних колес необходимо выполнять при полной нагрузке автомобиля и расстоянии 203 мм от оси шарнира подвески до опорной плоскости колес (см. рис. 81). После проверки и регулировки подшипников и устранения люфтов в передней подвеске необходимо установить колеса в положение для прямолинейного движения автомобиля и найти для измерения точки равного бокового биения шин.
    При проверке угла развала колес точки равного бокового биения ободов должны находиться в вертикальной плоскости, а при измерении схождения колес — в горизонтальной. Углы установки передних колес необходимо регулировать в определенной последовательности, так как при изменении угла развала колес меняется схождение колес (измене­ние схождения не влияет на угол развала).
    Порядок проверки и регулировки углов установки передних колес следующий:
    - проверить и отрегулировать углы развала колес;
    - проверить и отрегулировать расхождение колес (расхождение только для переднеприводных автомобилей).
    Углы наибольшего поворота колес нерегулируемые. Они заложены конструктивно на рейке рулевого механизма. Упорами левого и правого поворотов колес являются торцы с обеих сторон зубчатой части рейки.
    Конструкцией передней подвески предусмотрены следующие значения углов установки передних колес при проверке на оптическом стенде: 0 ° + 2 0' — угол развала каждого колеса в отдельности (при расстоянии от оси шарнира рычага подвески до опорной плоскости колес 203 мм) при полной массе и —8'... —25'— угол расхождения правого переднего колеса (левое колесо установлено параллельно продольной оси) при полной нагрузке или без нее. Указанные углы установки передних колес являются регулируемыми. При выполнении этих регулировок станциями технического обслуживания на оптических стендах гарантирована высокая точность операций.
    Указанные регулировки можно выполнять в условиях индивидуального гаража, но с меньшей точностью. Ниже приводится порядок выполнения регулировок в условиях индивидуального гаража.

  • Проверка и регулировка угла развала переднего колеса
  • Рис. 81. Проверка и регулировка угла развала переднего колеса:
    1 - крепления стойки к поворотному кулаку; 2 — болт регулировки угла развала и крепления стойки к поворотному кулаку; 3 — амортизационная стойка; 4 —шнур отвеса; 5 — диск колеса; А и Б — расстояния между ободом колеса и шнуром отвеса или угольника.

    Рис. 82. Проверка и регулировка расхождения передних колес и привод рулевого управления:
    2 — левое колесо передней подвески; 2 — рулевой механизм; 3 — левая стяжка; 4 — правая стяжка; 5 — правое колесо передней подвески; 6 — правый поворотный рычаг; 7 — правая контргайка; 8 — левая контргайка; 9 — правая рулевая тяга; 10 — левая рулевая тяга в сборе; 11 — левый рычаг поворотный; А — размер спереди между шинами; Б — размер сзади между шинами.

  • Регулировка углов развала.
    Для регулировки (рис. 81) углов развала колес необходимо поставить автомобиль на смотровую яму или на ровную горизонтальную площадку и установить колеса для прямолинейного его движения, а точки равного биения ободов расположить вертикально. После этого поворотом рулевого колеса обеспечить на рулевом механизме между осью шестерни и торцом кронштейна тяг (см. рис. 82) расстояние 341 мм или между центром болта крепления рулевого механизма и торцом кронштейна тяг 173 мм. При этом спицы на рулевом колесе должны быть симметрично направлены вниз. Если на рулевом колесе спицы установились несколько в ином положении, необходимо переставить рулевое колесо, предварительно сняв детали включателя звукового сигнала и отвернув гайку крепления рулевого колеса. Для стабилизации положения углов установки колес несколько раз нажать на передок автомобиля.
    После этого при помощи шнура отвеса или угольника определить разность расстояний А и Б (см. рис. 81). При правильной установке развала размер А должен быть больше или меньше размера Б, но не более чем на 2 мм. Если указанная разность больше или меньше, отпустить гайки с болтов 1 и 2 крепления амортизационной стойки к поворотному кулаку. Затем, поворачивая головку верхнего болта 2, отрегулировать развал колеса. После регулировки затянуть гайки болтов 1 и 2 с моментом затяжки 62 Н • м и вновь проверить развал колеса. При необходимости подрегулировать его. Такую же регулировку выполнить и на втором колесе.

    Регулировка расхождения колес. Для регулировки расхождения колес при помощи раздвижной телескопической линейки необходимо установить автомобиль на ровной площадке и расположить точки равного бокового биения ободов в горизонтальной плоскости. Положение рулевого колеса спицами вниз и расстояние между торцом рейки и осью шестерни должно остаться таким же, как и при регулировке развала колес.
    Если на автомобиле рулевые тяги были заменены на новые, то вначале надо установить на тягах равную длину. Она должна быть 469...471 мм для правой и левой тяг.
    Выполнив вышеуказанные требования, приступить к регулировке. При помощи телескопической линейки замерить расхождение А (рис. 82) между выступами боковин шин на уровне центров колес. Точки измерения отметить мелом, затем сдвинуть автомобиль с места так, чтобы колеса повернулись на 180°, и замерять расстояние Б в этих точках.
    При правильной установке колес размер А спереди должен быть больше размера Б сзади на 1...3 мм. При несоответствии этих размеров расхождение колес регулируется изменением длины правой и левой рулевых тяг на строго одинаковую величину. Для этого надо отвернуть контргайки 7 и 8 на обеих тягах (с правой и левой резьбами, на левой гайке имеется проточка на наружной поверхности) и вращением соединительных стяжек на строго равную величину на каждой рулевой тяге отрегулировать расхождение колес. После регулировки, придерживая ключом стяжки, затя­нуть гайки на правой и левой рулевой тяге с моментом затяжки 36...50 Н • м.
    После затяжки гаек проверить еще раз правильность регулировки.
    Повышенный и неравномерный износ шин. Причины и способы устра­нения:
    - слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес. Не допускать резких разгонов;
    - частое пользование тормозами с блокировкой колес. Умело пользоваться тормозами;
    - нарушение углов установки колес. Отрегулировать углы;
    - повышенная скорость на поворотах. Снизить скорость;
    - большой износ деталей передней подвески (шаровых шарниров, сайлент-блоков). Определить состояние деталей подвески, заменить изношен­ные и поврежденные детали, отбалансировать колеса.
    Увод автомобиля от прямолинейного движения. Причины неисправности и способы устранения: разное давление воздуха в шинах. Довести его до нормы;
    - нарушение углов установки колес. Отрегулировать углы установки; неодинаковая упругость пружин подвески. Заменить пружину с пони­женной упругостью;
    - значительная разница в износе шин. Заменить изношенные шины или установить шины с одинаковым износом;
    - повышенный износ деталей на одной стороне подвески. Заменить изношенные детали;
    - повышенный дисбаланс передних колес. Отбалансировать колеса. Амортизатор негерметичен, течь жидкости. Причины неисправности и способы устранения:
    ослабла затяжка гайки резервуара, повреждена или изношена манжета штока, повреждена поверхность штока (на поверхности риски, коррозия). Подтянуть гайку резервуара. Если течь не устраняется, разобрать амортизатор, заменить изношенные или поврежденные детали. Обнаруженные на штоке незначительные царапины или ржавчина устраняются полировкой до полного удаления повреждений.
    Недостаточное сопротивление амортизатора (стойки) при ходе отдачи. Причины неисправности и способы устранения:
    - негерметичен клапан отдачи или перепускной клапан. Заменить поврежденные детали клапанов или устранить повреждения. Если жидкость загрязнена, заменить ее;
    - недостаточное количество жидкости в результате утечки. Разобрать амортизатор, заменить поврежденные детали, залить свежую жидкость;
    - задиры на поршне, цилиндре или поршневом кольце. Заменить поврежденные детали и жидкость;
    - износ или повреждение направляющей втулки. Заменить втулку;
    - уменьшено сжатие пружины клапана отдачи. Заменить пружину;
    - наличие в жидкости посторонних включений. Профильтровать или заменить жидкость.
    Недостаточное сопротивление амортизатора (стойки) при ходе сжатия. Причины неисправности и способы устранения:
    - негерметичность клапана сжатия. Заменить поврежденные детали или устранить их неисправности. Если жидкость загрязнена, профильтровать ее или заменить;
    - недостаточное количество жидкости из-за утечки. Заменить поврежденные детали и залить жидкость;
    - наличие в жидкости посторонних примесей. Профильтровать или заменить жидкость;
    - износ, деформация или разрушение дисков клапана сжатия. Заменить изношенные или поврежденные детали.

    Частые «пробои» подвески на неровностях дороги. Основной неисправностью является осадка пружины подвески и отказ амортизатора на ходе «Сжатие». Разобрать стойку подвески и заменить просевшую пружину;
    - заменить или отремонтировать амортизатор.