Руководство Таврия 1102

    Главная передача с дифференциалом и шарнирные валы Таврия 1102

  • Главная передача с дифференциалом и привод спидометра
  • Рис. 70. Главная передача с дифференциалом и привод спидометра:
    1 — ведущая шестерня главной передачи; 2 — болт; 3 — пружинная шайба; 4 — штифт; 5 — шариковый подшипник дифференциала; 6 — регулировочная прокладка; 7 — манжета; 8 — транспортная крышка; 9 — картер сцепления; 10 — ведущая шестерня привода спидометра; 11 — шестерня полуоси; 12 — сателлит дифференциала; 13 — ось сателлитов дифференциала; 14 — коробка дифференциала; 15 — ведомая шестерня главной передачи; 16 — сливная пробка; 17 — прокладка; 18 — картер коробки передач.

    Рис. 71. Ведущая шестерня главной передачи:
    1, 6, 8 и 12 — шестерни ведомые соответственно первой, второй, третьей и четвертой передач; 2 и 9 — кольца, блокирующие синхронизаторы соответственно первой-второй и третьей-четвертой передач; 3 — сухарь синхронизатора; 4 — муфта включения синхронизатора первой и второй передач; 5 — подшипники ведомых шестерен второй и третьей передач; 7 и 16 — упорные шайбы; 10 — ведомая шестерня заднего хода; 11 и 20 — пружины синхронизатора соответственно третьей-четвертой и первой-второй передач; 13 — ведущая шестерня-вал главной передачи; 14 и 19 — ступицы муфт переключения соответственно третьей-четвертой и первой-второй передач; 15 и 21 — стопорные кольца; 17 и 22 — кольца; 18 — проставочное кольцо; 23 — подшипник ведомой шестерни первой передачи; 24 — упорная шайба.

  • Устройство. Главная передача (рис. 70) состоит из коробки дифферен­циала, привода спидометра и шарнирных валов.
    Ведущая шестерня 1 главной передачи выполнена за одно целое с ведо­мым валом коробки передач. Ведомая шестерня 15 крепится к коробке диф­ференциала восемью болтами 2.
    Ведомую и ведущую шестерни попарно подбирают на заводе, нанося на них порядковые номера. Заменяют шестерни только комплектно.
    Ведущую шестерню главной передачи (рис. 71) при установке подсо- бирают с набором ведомых шестерен коробки передач, муфт, ступиц и синхронизаторов подбирают на заводе. На ведущем валу главной передачи выполнены шлицы для посадки ступиц 19 и 14.
    Коробка 19 дифференциала (рис. 72) отлита из чугуна. Сателлиты 7 в коробке дифференциала установлены на оси 18, которая крепится к ко­робке штифтом 16. На внутреннем диаметре шестерен 6 полуоси выпол­нены шлицы.
    Коробка дифференциала с ведомой шестерней главной передачи враща­ется на двух подшипниках 14, установленных в картерах коробки и сцеп­ления. От попадания пыли картеры защищены манжетами 7 (см. рис. 70).
    Для совмещения ведущей 1 и ведомой 15 шестерен главной передачи и для устранения осевого перемещения дифференциала в сборе между
    наружными обоймами подшипников 5 дифференциала, картерами 18 ко­робки и 9 сцепления установлены регулировочные прокладки 6.
    Шарнирный вал (рис. 73) правый или левый состоит из двух шарни­ров равных угловых скоростей — наружного и внутреннего. Наружный шарнир II состоит из корпуса 1, сепаратора 4, внутренней обоймы 7 и шести шариков 5. Внутренняя обойма насажена на шлицы вала 10 и удер­живается на нем стопорным кольцом 3. При сборке внутренние поверх­ности шарнира смазывают пластичной смазкой в количестве 80 г. От за­грязнения шарнир защищен чехлом с хомутами.
    Внутренний шарнир I состоит из корпуса 18, трех роликов 12, надетых на цапфы трехшиповика 15, запрессованного на шлицевую часть вала 10 шарниров. Трехшиповик 15 на валу 10 удерживается от выпадания плос­ким стопорным кольцом 11. Между роликами и пальцами установлены иголки 13 подшипника. Осевое перемещение иголок и ролика на пальце ограничивается запорными шайбами 16, а от выпадания из кольца ролик удерживается стопорным кольцом 14.

    Детали главной передачи и дифференциала
  • Рис. 72. Детали главной передачи и дифференциала:
    1 — задний подшипник ведущей шестерни главной передачи; 2 — ведущая шестерня главной передачи; 3 — ведомая шестерня главной передачи; 4 — передний подшипник ведущей шестерни главной передачи; 5 — маслоотражательная шайба; 6 — шестерни полуоси; 7 — сателлиты (шестерни оси дифференциала); 8 — ведомая вал-шестерня привода спидометра; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус привода спидометра; 11 — уплотнительное кольцо вала; 12 — регулировочная прокладка (с различной толщиной 0,1; 0,15; 0,25; 0,50 мм); 13 — уплотнительная манжета; 14 — подшипник дифференциала; 15 — ведущая шестерня спидометра; 16 — стопорный штифт оси дифференциала; 17 — болт крепления коробки дифференциала с ведомой шестерней; 18 — ось дифференциала; 19 — коробка дифференциала.

  • Шарнирный вал
  • Рис. 73. Шарнирный вал (полуось):
    I — внутренний шарнир; II — наружный шарнир; 1 — корпус наружного шарнира; 2 — грязеотражатель наружного шарнира; 3 и 14 — стопорные кольца запорной шайбы;4 — сепаратор; 5 — шарик; 6 — большой хомут; 7 — внутренняя обойма; 8 — чехол; 9 — малый хомут; 10 — вал шарниров; 11 — стопорное плоское кольцо; 12 — ролик; 13 — иголка подшипника; 15 — трехшиповик; 16 — запорная шайба игольчатого подшипника; 17 — грязеотражатель внутреннего шарнира; 18 — корпус внутреннего шарнира.

    Рис. 74. Шарнирные валы (полуоси) привода колес, дифференциал и ступица:
    1 — фланец ступицы; 2 — ступица; 3 — стопорное кольцо подшипника; 4 — поворотный кулак; 5 — подшипник ступицы; 6 — промежуточная шайба; 7 — грязеотражатель поворотного кулака; 8 — наружный грязеотражатель; 9 — левый шарнирный вал в сборе; 10 — манжеты; 11 — подшипник; 12 — коробка дифференциала; 13 — шестерня полуоси; 14 — стопорное кольцо; 15 — ось сателлитов; 16 — сателлит; 17 — ведущая шестерня спидометра; 18 — правый шарнирный вал в сборе; 19 — внутренний грязеотражатель; 20 — картер сцепления; 21 — картер коробки передач; 22 — внутренний грязеотражатель; 23 — болт крепления шарового пальца (клеммное соединение) ; 24 — палец шарового шарнира; 25 — грязеотражатель ступицы; 26 — болт крепления фланца; 27 — гайка ступицы; 28 — шайба; а — места стопорения гайки вдавливанием юбки гайки в пазы вала.

  • Во внутренней части корпуса 18 выполнены сферические дорожки под ролики, позволяющие роликам с трехшиповиком перемещаться в продольном направлении, что необходимо для компенсации перемещений, вызванных колебаниями передней подвески и силового агрегата. Кроме продольных перемещений, трехшиповик с роликами в корпусе обеспечивает необходимый угол поворота внутреннего шарнира. При сборке в шарнир закладывают пластичную смазку в количестве 100 г. Для защиты от загрязнений внутренний шарнир защищен чехлом.
    Шарнирные валы (рис. 74) (правый и левый) шлицевой частью внутреннего шарнира входят в зацепление с шестерней 13 полуоси главной передачи и фиксируются в шестерне стопорным кольцом 14. Наружный шарнир шлицевой частью соединен со ступицей 2 и крепится гайкой 27.
    Привод спидометра (рис. 75) установлен в гнезде картера коробки передач и крепится к нему болтом. Ведущая шестерня 4 установлена на проточке коробки 5 дифференциала с двумя пазами, в которые входят выступы шестерни. От осевого перемещения шестерня зафиксирована подшипником дифференциала.
    Ведомая вал-шестерня 6 выполнена заодно с валом, который имеет внутренний квадрат для троса привода спидометра. От утечки масла из коробки передач в корпусе 3 привода спидометра внутри и снаружи выполнены канавки, в которые установлены резиновые кольца 2 и 9.
    Привод передних ведущих колес осуществляется двумя шарнирными валами, правым и левым. Конструктивно оба вала одинаковые и отличаются только длиной: правый вал длиннее левого. На стержне правого вала может быть установлен гаситель крутильных колебаний.
    Техническое обслуживание.
    В связи с тем что главная передача изготовлена в одном блоке с коробкой передач и имеет один общий картер (ванну) для смазки, соответственно и обслуживание главной передачи является общим (см. разд. «Техническое обслуживание коробки передач»). Шарнирные валы на протяжении 150 тыс. км пробега не требуют технического обслуживания. Техническое обслуживание ограничивается только осмотром и контролем состояния резиновых чехлов через каждые 15 тыс. км пробега. Закладываемая в шарниры пластичная смазка гарантирует нормальную и долговечную работу шарниров при температуре от минус 40 °С до плюс 70 °С.
    Шум, стук со стороны переднего колеса при движении автомобиля. Эта неисправность возникает при повреждении резиновых уплотнений шарниров и несвоевременном устранении дефекта. Через поврежденный уплотнитель в шарнир попадают грязь, пыль, влага, что приводит к интенсивному износу деталей шарнира, и, как следствие, износ, шум, стуки.
    Утечка смазки. Возникает при разрыве или повреждении защитных чехлов шарниров. Устраняется заменой смазки и защитных чехлов (если неисправность обнаружена до возникновения стуков и шумов) на СТО.
    Снятие и установка шарнирных валов. Для снятия шарнирных валов с автомобиля надо выполнить следующие операции:
    - установить надежно на подставки передок автомобиля и снять колеса; включить передачу заднего хода и отвернуть гайку 27;
    - отвернуть гайку болта 23 (см. рис. 74) крепления шарового пальца к поворотному кулаку, вынуть болт и палец из клеммы.
    Если необходимо снять левый шарнирный вал, следует повернуть рулевое колесо вправо, при снятии правого шарнирного вала — повернуть рулевое колесо влево. При этом повернувшийся поворотный кулак позволит снять шлицевую часть шарнирного вала со ступицы. Если шарнирный 71 вал свободно не выходит из ступицы, следует, ударяя по торцу вала, через выколотку из цветного металла выбить его из ступицы. Чтобы шарнирный вал при его снятии со ступицы не упал на пол, его следует подвязать, зацепив крючком за перемычку окна, предусмотренного для рулевой тяги.
    Дальнейшие работы по снятию шарнирного вала из дифференциала производятся с помощью специального приспособления. Для этого надо установить приспособление, захватив за корпус шарнира так, чтобы при выпрессовке не повредить резиновый чехол. Усилие выпрессовки 1,9...3,4 кН.
    Чтобы избежать проворачивания полуосевых шестерен внутри дифференциала и падения их в картер (потеря соосности шестерни и отверстия в картере дифференциала), категорически запрещается одновременный демонтаж обоих шарнирных валов. После демонтажа одного из шарнирных валов необходимо сразу поставить транспортную заглушку (или пробку с удлинителем) для фиксации полуосевой шестерни. Снятый С автомобиля шарнирный вал тщательно промыть, заменить изношенные или поврежденные детали и установить в обратной последовательности на автомобиль. Перед установкой шлицевого конца вала в дифференциал в обязательном порядке заменить стопорное кольцо новым, так как старое кольцо при монтаже будет удерживать вал в шестерне с меньшим усилием. Стопорное кольцо снимается с вала и устанавливается на вал при помощи специального приспособления.

  • Спидометр автомобиля Таврия
  • Рис. 75. Спидометр:
    1 — картер сцепления; 2 и 9 — уплотнительные кольца; 3 — корпус привода спидометра; 4 — ведущая шестерня; 5 — коробка дифференциала; 6 — ведомая вал-шестерня привода спидометра; 7 — шайба; 8 — болт крепления.