Руководство Таврия 1102

    Коробка передач Таврия 1102

  • Коробка передач автомобиля Таврия
  • Рис. 60. Коробка передач (продольный разрез):

    1 — задняя крышка; 2 и 44 — гайки; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — крышка подшипников; 5 и 18 — подшипники; 6 — картер коробки передач; 7 — муфта включения первой и второй передач; 8 — сухарь синхронизатора; 9 и 12 — пружины синхронизаторов соответственно первой-второй и третьей-четвертой передач; 10 и 13 — блокирующие кольца синхронизаторов соответственно первой-второй и третьей-четвертой передач; 11 — ведомая шестерня заднего хода; 14 — манжета; 15 — ведущий вал; 16 — картер сцепления; 17 — маслоотражательная шайба; 19 — ведущая шестерня-вал главной передачи; 20. 26, 28, 34 и 37 — ведомые шестерни соответственно четвертой, третьей, второй, первой и пятой передач; 21 — ступица ведомой шестерни заднего хода; 22 и 31 — стопорные кольца; 23 и 27 — упорные шайбы; 24 и 32 — кольца; 25 и 33 — игольчатые подшипники; 29 — проставочные кольца; 30 — ступица муфты включения первой и второй передач; 35 и 36 — упорные шайбы; 38 — распорная втулка; 39 — ступица муфты пятой передачи; 40 — муфта включения пятой передачи; 41 и 42 — упорные шайбы сухарей пятой передачи; 43 — упорная шайба.

  • Устройство.
    На автомобиле ЗАЗ-1102 «Таврия» установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач (рис. 60) с пятью передачами вперед и одной назад. Выполнена коробка передач в одном картере с главной передачей.
    Коробка передач состоит из картера, ведущего вала, оси промежуточной шестерни заднего хода, ведомого вала, синхронизаторов, механизма переключения передач, блокирующего устройства и механизма управления переключением передач. Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34, второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно враща­ются на хвостовике ведущей шестерни-вала 19 главной передачи.
    Ведущая, промежуточная и  ведомая шестерня заднего хода — прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются при помощи скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках.
    Передаточные отношения коробки передач: первой 38/11 = 3,454, второй 37/18 = 2,056, третьей 36/27=1,333, четвертой 31/32  = 0,969,
    пятой 29/39 = 0,828, заднего хода 47/14=3,358, главной передачи 61/17 = 3,588. Заправочный объем картера коробки передач 2,2 л.
    Картер коробки (рис. 61) отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками. Верхнее отверстие служит для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке  отверстия, нижнее — для слива масла из коробки передач. В нижнюю пробку вклеен магнит для сбора металлических частиц.
    Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках крепится литая из магния крышка. Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягивают моментом 18...25 Н • м.
    Ведущий вал 15 (см. рис. 60) представляет собой сварную неразборную конструкцию. На валу выполнены зубчатые венцы ведущих шестерен, первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи заднего хода. Он вращается на двух подшипниках: передний роликовый запрессован в расточку картера сцепления, задний 5 шариковый расположен в расточке картера коробки передач. Внутренняя обойма шарикового подшипника состоит из двух половинок. Крышка 4 подшипников, закрепленная винтами с моментом затяжки 14... 18 Н • м, упирается в наружную обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала. Винты от отворачивания стопорятся кернением или герметиком (УГ-6), смазав им перед заворачиванием их резьбовую часть.
    На заднем конце вала на шпонке установлена ведущая 3 шестерня пятой передачи. Подшипник и шестерня пятой передачи стянуты гайкой 2 с моментом затяжки 160...220 Н • м. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки 2 в паз вала 15. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого диска сцепления. Между шестернями третьей и четвертой передач — прямозубый венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная шестерня заднего 57 хода.
    Осевая сила, возникающая при передаче крутящего момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником 5. Уплотнение ведущего вала осуществляется манжетой 14, запрессованной в отверстие картера 16.
    Ось 10 (рис. 62) промежуточной (паразитной) шестерни заднего хода коробки передач — пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом 17, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная (паразитная) шестерня 18 заднего хода, которая вилкой вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 (см. рис. 60) заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач.
    Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней-валом 19 главной передачи. Изготовлен вал из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый 18 без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой — шариковый, запрессован в картер коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого перемещения ведомого вала осуществляется так же, как и ведущего вала.
    На хвостовике ведущей шестерни 13 (см. рис. 71) главной передачи установлены: на двухрядном игольчатом подшипнике 23 ведомая шестерня 1 первой передачи, ведомые шестерни 6 второй, 8 третьей и пятой передач (вращаются каждая на двух игольчатых подшипниках 5, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо 18) шестерня 12 четвертой передачи (вращается на шейке ведомого вала-шестерни 13). Игольчатые подшипники пятой передачи вращаются на распорной втулке, установленной на хвостовике вала.
    Чтобы предотвратить выпадание сухарей муфты 40 (см. рис. 60) включения пятой передачи и их распорной пружины, на валу установлены упорные шайбы 41 и 42 сухарей и шайба 43.
    Подшипник, упорные шайбы 35 и 36, распорная втулка 35, ступица муфты 39 и упорные шайбы 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44 с усилием затяжки 160...220 Н • м. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала.

  • Картеры сцепления, коробки передач и главной передачи автомобиля Таврия
  • Рис. 61. Картеры сцепления, коробки передач и главной передачи:
    1 — защитный кожух; 2 — картер сцепления; 3 — коробки передач; 4 — прокладка; 5 — маслозаливная пробка; 6 — пробка для слива масла; 7 — картер; 8 — прокладка; 9 — крышка задняя сапун; 10 — установочный штифт.

  • Детали коробки передач Таврия
  • Рис. 62. Детали коробки передач:

    1 — пружина синхронизатора; 2 — ступица пятой передачи; 3 — сухарь; 4 — муфта включения пятой передачи; 5 — гайка ведущего вала коробки передач; 6 — ведомая шестерня пятой передачи; 58 7 — ведущая шестерня пятой передачи; 8 — упорная шайба; 9 — шпонка; 10 — крышка; 11 — задний подшипник ведущего вала коробки передач; 12 — ведущий вал коробки передач в сборе; 13 — передний подшипник ведущего вала коробки передач; 14 — уплотнительная манжета; 15 — ведущая шестерня главной передачи в сборе с шестернями коробки передач; 16 — ось заднего хода; 17 — штифт; 18 — шестерня заднего хода; 19 — втулка; 20 — подшипник пятой передачи; 21— распорная втулка; 22 — проставочное кольцо; 23 — винт крепления крышки; 24 — кольцо синхронизатора пятой передачи; 25 — гайка шестерни главной передачи; 26 — упорная шайба; 27 — дистанционная шайба; 28 — детали пятой передачи.
  • Шестерни коробки передач
  • Рис. 63. Шестерни коробки передач:

    1 — подшипник первой передачи; 2 — кольца синхронизаторов первой и второй передач; 3 — проставочное кольцо; 4 — подшипник второй и третьей передач; 5 — ведомая шестерня четвер­той передачи; 6 — кольцо синхронизатора четвертой передачи; 7 — ведомая шестерня заднего хода в сборе; 8 — упорные шайбы; 9 — стопорное кольцо; 10 — кольцо синхронизатора третьей передачи; 11 — ведомая шестерня третьей передачи; 12 — упорная шайба; 13 — ведомая шестерня второй передачи; 14 — муфта синхронизаторов первой и второй передач в сборе; 15 — стопорное кольцо; 16 — кольцо; 11 — упорная шайба; 18 — ведомая шестерня; 19 — шестерня заднего хода; 20 — пружины синхронизатора заднего хода; 21 — ступица шестерни заднего хода; 22 — сухарь; 23 — муфта синхронизаторов первой и второй передач; 24 — пружина синхронизаторов первой и второй передач; 25 — ступица муфты первой и второй передач.
  • Между торцами ступицы 21 (рис. 63) и торцом ведомой шестерни 11 третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй 13 и третьей 11 передач установлены бронзовые упорные шайбы 8 и 12.
    Ступица 25 муфты 23 включения первой и второй передач и ступица 21 ведомой шестерни 19 заднего хода установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами 9 и 15. Чтобы исключить повреждения пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец, между ними установлены стальные кольца 8 и 16.
    Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни 19 (см. рис. 60) главной передачи и распорная втулка 38 шестерни пятой передачи имеют сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 16 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.
    Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Передача крутящих моментов на первой, второй, третьей, четвертой, пятой передачах и передаче R (задний ход) в зависимости от положения (переключения) шестерен, схематически изображена на рис. 64. Направление крутящего момента передачи на рис. 64 показано светлой стрелкой.
    Синхронизаторы (рис. 65) предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой и второй передач диаметром 59 мм, третьей, четвертой и пятой передач диаметром 52 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе третьей и четвертой передачи муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода.
    На наружной поверхности ступицы 4 нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами А посередине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинами 2, причем выступы А сухарей входят в три срезанные шлицы Б муфты 5. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза В, в которые входят концы сухарей 3.
    Муфты и ступицы подбирают с радиальным зазором 0,01...0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач.

    На рис. 65, б показаны детали синхронизатора в нейтральном положении, при котором между блокирующим кольцом и венцом синхронизатора имеется достаточный слой масла, и кольцо может свободно проворачи­ваться на конической поверхности. На рис. 65, в изображены детали син­хронизатора в положении, соответствующем началу включения передачи. На рис. 65, г дано положение, в котором передача включена.

    Толстые короткие стрелки означают направление перемещения вилки для включения передач маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.
    Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Передача крутящих моментов на первой, вто­рой, третьей, четвертой, пятой передачах и передаче R (задний ход) в зависимости от положения (переключения) шестерен, схематически изображена на рис. 64. Направление крутящего момента передачи на рис. 64 показано светлой стрелкой.

  • Схема работы коробки передач
  • Рис. 64. Схема работы коробки передач:

    1 — включена первая передача; 2 — включена вторая передача; 3 — включена третья передача; 4 — включена четвертая передача; 5 — включена пятая передача; R — включена передача заднего хода.
  • Синхронизаторы (рис. 65) предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой и второй передач диаметром 59 мм, третьей, четвертой и пятой передач диаметром 52 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе третьей и четвертой передачи муфтой включения служит ведомая шес­терня заднего хода.
    На наружной поверхности ступицы 4 нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами А посередине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинами 2, причем выступы А сухарей входят в три срезанные шлицы Б муфты 5. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза В, в которые входят концы сухарей 3.
    Муфты и ступицы подбирают с радиальным зазором 0,01...0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач. На рис. 65, б показаны детали синхронизатора в нейтральном положении, при котором между блокирующим кольцом и венцом синхронизатора имеется достаточный слой масла, и кольцо может свободно проворачиваться на конической поверхности. На рис. 65, в изображены детали синхронизатора в положении, соответствующем началу включения передачи. На рис. 65, г дано положение, в котором передача включена.
  • Синхронизатор автомобиля Таврия
  • Рис. 65. Синхронизатор (а) и схемы (б...г) его работы:
    1— блокирующее кольцо синхронизатора; 2 — пружина синхронизатора; 3 — сухарь синхронизатора; 4 — ступица синхронизатора; 5 — муфта синхронизатора; 6 — зубчатый венец шестерни; А — выступы на сухаре; Б — срезанные шлицы муфты синхронизатора; В — пазы под сухари синхронизатора на блокирующем кольце синхронизатора.

  • Механизм переключения передач (рис. 66) имеет следующее устройство. Трехходовая пятиступенчатая коробка передач имеет шесть передач (включая передачу задний ход), которые включаются при помощи трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения. Механизм собран в отдельном корпусе. Корпус 29 механизма крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами 23.
    Вал 31 переключения установлен в картере 4 сцепления. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка 35. Чтобы сохранить коробку передач от попадания внутрь нее пыли и утечки масла, из нее во втулку установлена манжета 34 и надет резиновый чехол 33. На вал переключения установлен поводок 37, закрепленный стопорным болтом 36.
    Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна 27, который установлен на оси 26. Плоская головка ползуна 27 заходит в пазы штоков 3 и 1, а также в паз вилки 5.
    Штоки переключения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса 29 механизма переключения передач и другим в гнездах картера 4.
    Для четкой фиксации рабочих положений штоков 7, 8 и 9 (рис. 67) на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы 18, расположенные в корпусе 19 во втулках и поджимаемые пружинами 20. Втулки запрессованы в корпус 19 механизма переключения. Перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливают стальные шайбы для упора торцов пружин.
    Поводок 6, закрепленный на валу 15 переключения передач, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун 17 вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении вала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача.
    Вилки 25 и 10 соответственно первой и второй, третьей и четвертой передач на штоках закреплены штифтами 11 с натягом 0,152...0,400 мм, вилка 26 пятой передачи на штоке закреплена стопорным болтом 16 с моментом затяжки 36...50 Н • м. Кроме того, стопорный болт от отворачивания зафиксирован проволокой.

    Вилка 4 переключения заднего хода в корпусе механизма переключения передач установлена на оси 1, которая закреплена пружинными шплинтами 2. Вилка 4 переключения заднего хода взаимодействует с промежуточной (паразитной) шестерней через полиамидный вкладыш 3. Для фиксации вилки 4 переключения заднего хода в нейтральном положении на оси 24 ползуна выполнено гнездо, в которое установлены пружина 20 и фиксатор 18. Чтобы предотвратить включение одновременно двух передач, предусмотрено блокирующее устройство.
  • Механизм переключения передач
  • Рис. 66. Механизм переключения передач (в сборе):
    1 — шток вилки переключения пятой передачи и заднего хода; 2 — шток вилки переключения третьей и четвертой передач; 3 — шток вилки переключения первой и второй передач; 4 — картер сцепления; 5 — вилка переключения третьей и четвертой передач; 6 — замки штоков; 7 — толкатель замков штоков; 8 — вилка переключения первой и второй передач; 9 — шарик; 10 — выключатель света заднего хода; 11 — прокладка регулировочная; 12 и 25 — пружины фиксаторов; 13 — шайба; 14 — втулка фиксатора; 15 и 24 — фиксаторы; 16 — вкладыш вилки переключения заднего хода; 11 — вилка переключения заднего хода; 18 — шайба; 19 — регулировочный винт; 20 — регулировочная гайка; 21 — ось вилки включения заднего хода; 22 — пружинный шплинт; 23 — болт; 26 — ось ползуна переключения передач; 27 — ползун переключения передач; 28 — стопорный болт вилки пятой передачи; 29 — корпус механизма переключения передач; 30 — пробка маслосливного отверстия; 31 — ван переключения передач; 32 — пробка маслозаливного отверстия; 33 — чехол вала переключения передач; 34 — манжета вала переключения; 35 — втулка вала переключения; 36 — стопорный болт поводка; 37 — поводок вала переключения; 38 — вилка переключения пятой передачи; 39 — шплинтовочная проволока; 40 — штифт; 41 — шестерня промежуточная заднего хода. На виде Д условно сняты картер коробки передач и задняя крышка.

  • Блокирующее устройство состоит из двух замков б (см. рис. 66) и толкателя 7. При включении передачи (например, заднего хода) шток 1, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок б из лунки на этом штоке в лунку штока 2 переключения третьей и четвертой передачи через толкатель 7. Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок б в лунку штока 3 переключения первой и второй передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит «замыкание» штоков замками и толкателем при включении любой передачи.
    Для освещения дороги сзади при движении автомобиля задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей осуществляется выключателем 10, установленным на картере коробки передач и включаемым при помощи штока 1 включения заднего хода и пятой передачи, и шарика 9. В механизме управления переключением передач (рис. 68) переключение передач осуществляется рычагом 9, установленным на туннеле пола кузова. Опорой 16 рычага 9 является напрессованная на него пластмассовая головка 27, которая установлена в шаровой чашке опоры 16 и поджимается к сфере пружиной 12. Между пружиной и шаровой частью опоры расположена упорная чашка 14. На рычаге 9 пружина 12 упирается в шайбу 11 и стопорится стопорной шайбой 10. Опора 16 установлена на основании 23 привода, служащем для крепления деталей привода переключения передач и самого привода на автомобиле.
    Основание 23 привода снизу закрыто пластмассовой крышкой 19, имеющей в основании направляющую схему, которая обеспечивает фиксацию рычага при выборе и включении всех передач. К основанию четырьмя болтами крепятся пластмассовая опора 16 (шаровая чашка) и пластмассовая крышка 19. Само основание состоит из металлической пластины, к которой приварена реактивная штанга. К задней части основания двумя болтами крепится кронштейн 6 с двумя резиновыми муфтами i, а в передней части в гнездо реактивной штанги установлен сайлентблок.

    Рычаг 9 ниже сферической головки имеет подвижный упор 4 и неподвижный упор 18. Подвижный упор 4 при включении пятой передачи или передачи заднего хода увеличивает сопротивление перемещению рычага 9 (в результате сжатия пружин 2) и одновременно ограничивает его ход. Неподвижный упор 18 является осью шарнира вала 20 управления механизмом переключения передач, а также служит пальцем для выбора положения при включении пятой передачи или передачи заднего хода.
    Между опорой 16 и основанием 23 установлен кронштейн 3 упора, фиксируемый на крышке 19 двумя штифтами. На боковой поверхности кронштейна 3 упора имеется фигурный Z-образный вырез. Этот вырез служит для блокировки включения заднего хода и пятой передачи. При переводе (установке) рычага 9 переключения передач на линию включения пятой передачи и заднего хода пружина 2 подвижного упора 4 сжимается, а неподвижный упор 18 входит в фигурный паз. Включение передачи заднего хода осуществляется при полном утапливании рычага включения передач вниз и движении вперед. Включение остальных передач — классическое.
    Вал 20 управления на выходе из крышки 19 уплотнен резиновым защитным чехлом 21, а с другой стороны вал соединен с ползуном 32 коробки передач при помощи шарнира по тину сайлент-блока, который втулкой надевается на гладкую поверхность ползуна 32 и зажимается хомутом 31 при помощи стяжного болта 30.
    Крепится механизм управления в трех точках. В задней части через кронштейн 6 двумя гайками к приваренным шпилькам на туннеле пола, в передней — болтом и гайкой через сайлент-блок на реактивной штанге к приливу на картере сцепления.
  • Детали механизма переключения передач
  • Рис. 67. Детали механизма переключения передач:
    а) — общий вид деталей:
    1 — ось заднего хода; 2 — стопорный шплинт оси заднего хода; 3 — вкладыш; 4 — вилка заднего хода; 5 — регулировочный винт; 6 — поводок; 7 — шток вилки первой и второй передач; 8 — шток вилки третьей и четвертой передач; 9 — шток заднего хода; 10 — вилка третьей и четвертой передач; 11 — штифт вилки; 12 — пылезащитный чехол; 13 — маслоотражатель; 14 — втулка; 15 — вал переключения передач; 16 — стопорный болт; 11 — ползун; 18 — шариковый фиксатор; 19 — корпус механизма переключения передач; 20 — пружина шарика; 21 — замок; 22 — толкатель; 23 — штифт оси; 24 — ось ползуна; 25 — вилка первой и второй передач; 26 — вилка пятой передачи;
    б) — детали механизма переключения передач, установленные в корпус (вкладыш вилки заднего хода условно снят):
    1 — корпус механизма переключения передач; 2 — вилка заднего хода; 3 — ползун переключения передач; 4 — винт регулировочный; 5 — вилка третьей и четвертой передач со штоком в сборе; 6 — вилка первой и второй передач со штоком в сборе; 7 — вилка пятой передачи со штоком в сборе.

  • Механизм управления переключением передач
  • Рис. 68. Механизм управления переключением передач (в сборе):
    1 — болт; 2 — пружина подвижного упора; 3 — кронштейн упора; 4 — подвижный упор; 5 — рукоятка; 6 — кронштейн крепления механизма; 7 — гайка крепления механизма; 8 — резиновая муфта; 9 — рычаг переключения передач; 10 —  стопорная шайба; 11—упорная шайба; 12 —   пружина рычага; 13 и 21 — чехлы; 14 — чашка; 15 — уплотнитель; 16 — опора; 17 — гайка крепления крышки с опорой; 18 — неподвижный упор; 19 — крышка; 20 — вал управления; 21 — чехлы; 22— пружина; 23 — основание привода; 24 — втулка пистона; 25 — пистон; 26 — верхняя крышка; 27 — сферическая головка; 28 — опорная втулка; 29 — гайка крепления реактивной штанги с втулкой шарнира; 30 — болт крепления хомута; 31 — хомут; 32 — ползун коробки передач; 33 — гайка; Г — положение рычага управления, соответствующее выбору заднего хода;
    Е — положение рычага при установке и креплении механизма на автомобиль.

  • Техническое обслуживание. После первых 5 тыс. км пробега, а в дальнейшем через каждые 60 тыс. км, или четыре года (в зависимости от того, что наступит раньше), необходимо заменить масло в картере коробки передач и главной передаче. Масло (для замены) сливают через нижнее сливное отверстие, закрытое пробкой 30 (см. рис. 66), а заливают через верхнее отверстие, закрытое пробкой 32. Замену масла следует выполнять на горячем двигателе. Перед отворачиванием пробок надо очистить от грязи и пыли места вокруг них. В картер заливают 2,2 л масла. Контроль уровня масла осуществляют через верхнее отверстие пробки 32: масло должно находиться на уровне нижней кромки наливного отверстия.
    Через каждые 15 тыс. км пробега или ежегодно необходимо проверять:
    - уровень масла в картере коробки передач и главной передаче и при необходимости доливать его до уровня;
    - герметичность соединений и состояние защитного чехла и манжет;
    - состояние сапуна вентиляции картера и при необходимости очищать сапун от грязи, так как засорение сапуна может привести к повышению давления в картере и, как следствие, течь через уплотнения;
    - крепление механизма и привода управления коробкой передач;
    - состояние резиновых деталей (рис. 69), таких как чехла, амортизационных втулок 20 (сайлент- блоков) и муфты 8.
    Если в процессе эксплуатации наблюдается затруднение в переключении передач, следует в первую очередь проверить правильность регулировки привода управления коробкой передач.
    Регулировку выполняют вдвоем, установив автомобиль на смотровую яму или на подъемник:
    - 1 чел., находясь в кабине автомобиля, устанавливает рукояткой 1 рычаг 15 переключения передач в нейтральное положение, а 2-й чел., находясь под автомобилем, ослабляет гайку болта крепления хомута 27;

    - затем человек, находящийся в кабине, переводит рычаг 15 переключения передач вправо на линию включения заднего хода и пятой передачи до упора, преодолев усилие пружины 10, и, толкнув его вперед до упора, придерживает его в этом положении;
    - человек, находящийся под автомобилем, ключом, надетым на лыску ползуна 32 (см. рис. 68) коробки передач, поворачивает ползун по часовой стрелке до отказа, установив ползун только на линию включения пятой передачи и заднего хода. В таком положении он затягивает гайку болта 30 с моментом затяжки 17,6...21,6 Н • м;
    - затем, человек, находящийся в кабине автомобиля, отпускает рычаг, проверяет четкость, легкость и полноту включения передач.
    Если в механизме после выполнения указанных креплений и регулировки по-прежнему наблюдается нечеткое включение передач, следует снять механизм с автомобиля, разобрать его, предварительно очистив от пыли и грязи. Для разборки надо закрепить механизм на верстаке, зажав его тисками за реактивную штангу. При помощи заостренного стержня снять с рычага 9 стопорную шайбу 10, предварительно сжав чашку с пружиной 12, затем снять с рычага упорную шайбу 11, пружину 12, чашку 14, отвернуть четыре болта, снять опору 16, основание с реактивной штангой и кронштейн 3 упора. Приподнять рычаг 9 над крышкой 19 и вынуть его через отверстие в нижней крышке с рычагом в сборе. Осмотреть состояние подвижного и неподвижного упоров. Если неподвижный упор 18 имеет большой износ во втулках, его необходимо устранить. Для этого со стороны развальцованной части упора (пальца) аккуратно плоскогубцами или каким-либо другим заостренным предметом необходимо отогнуть развальцовку, снять упор и втулки, изношенные втулки заменить новыми. Сборку узла выполнить в обратной последовательности.
    Перед сборкой трущиеся поверхности упоров 4 и 18, сферическую головку 27 рычага и кронштейн 3 упора смазать смазкой Литол-24. При сборке обратить внимание, чтобы кронштейн 3 упора был правильно установлен и зафиксирован на крышке двумя штифтами. Установку механизма выполняют в обратной последовательности с выполнением вышеуказан­ных требований по креплению и регулировке. Если в коробке передач наблюдаются отклонения от нормальной ее работы (после выполненных работ по регулировке, описанных выше), следует разобрать коробку пере­дач и устранить неисправность.
    Устранение неисправностей коробки передач возможно при частичной или полной ее разборке. Разборка коробки, устранение неисправностей и сборка требуют от исполнителя высокой квалификации, и, главное, наличие специальных приспособлений и инструмента, опыта и навыков в та­ких работах. Поэтому любая неисправность, связанная с внутренним шумом, отсутствием синхронизации передач, самопроизвольным выключением передач, включение одновременно двух передач должна быть выполнена на станциях технического обслуживания.
    Шум в коробке передач при нейтральном положении рычага пере­ключения. Причины неисправности и способы устранения:

    - износ подшипников ведущего вала. Заменить изношенные подшипники;
    - износ шеек ведомого вала под игольчатые подшипники. Заменить ведомый вал с ведомой шестерней главной передачи;
    - износ внутреннего диаметра ведомых шестерен первой четвертой или пятой передач. Заменить изношенные шестерни;
    - износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев шестерен. Заменить, изношенные шестерни;
    - износ промежуточной втулки заднего хода. Заменить втулку промежуточной шестерни заднего хода или шестерню в сборе.
  • Кулиса автомобиля Таврия
  • 1 — рукоятка; 2 — крышка; 3 — запорная шайба; 4 — упорная шайба; 5 — пружина; 6 — кронштейн упора; 7 — кронштейн; 8 — муфта; 9 - основание; 10 — пружина упора; 11 — упор; 12 — направляющий упор; 13 — опорная втулка; 14 — управления;  16 — чехол вала управления; 17 — пружина вала хомут; 18 — вал управления; 19 — внутренняя втулка;  20 — амортизационная втулка; 21 — хомут; 22 — втулка шарнира; 23 — гайка; 24 — опора; 25  — уплотнитель; 26 — чашка; 27 — чехол; 28 — втулка; 29 — пистон.
  • Сильные стуки, возникающие в коробке передач при работе автомобиля под нагрузкой или более слабые без нагрузки. Причины такой неисправности — поломка одного или нескольких зубьев шестерен коробки передач или главной передачи. Заменить поврежденные шестерни.
    Ухудшение или полное отсутствие синхронизации, вызывающее стуки при переключении передач. Причины и способы устранения:
    - износ резьбы на конической поверхности у блокирующего кольца синхронизатора. Заменить изношенное блокирующее кольцо;
    - износ конической поверхности на венце синхронизатора шестерни. Заменить шестерню с изношенным венцом.
    Самопроизвольное выключение первой — четвертой или пятой передач. Причины неисправности и способы их устранения:
    - износ торцов шлиц муфты синхронизатора или ведомой шестерни заднего хода. Заменить муфту или ведомую шестерню:
    - износ торцов зубцов венца синхронизатора соответствующей шестер­ни. Заменить шестерню;
    - большой зазор в сопряжении муфты синхронизатора или ведомой шестерни заднего хода на ступице. Заменить изношенные детали;
    - неполное включение передач (зацепление происходит не по всей глубине зубцов венца синхронизатора шестерен). Проверить размеры штока и вилки. Заменить изношенные детали в случае большой деформации или большого износа;
    - повышенный зазор в посадке шестерни на игольчатых подшипниках. Заменить изношенные сопряженные детали;
    - недостаточное усилие пружин фиксатора включаемой передачи. Заменить пружину фиксатора;
    - износ вилки включения первой — четвертой или пятой передач. Заменить изношенную вилку включения передач.
    Самопроизвольное выключение передачи заднего хода. Причины неисправности и способы устранения:
    - износ торцов и поверхностей зубьев включаемых шестерен. Заменить изношенные шестерни;
    - неполное включение передачи (зацепление происходит не по всей ши­рине зуба шестерни). Проверить размеры штока, вилки включения зад­него хода. В случае деформации или большого износа—заменить изно­шенные детали;
    - недостаточное усилие пружины фиксатора включения передачи. За­менить пружину фиксатора;
    - большой зазор в сопряжении ступицы и ведомой шестерни заднего хода. Заменить изношенные сопряженные детали;
    - значительный износ полиамидного вкладыша вилки включения заднего хода. Заменить полиамидный вкладыш вилки включения заднего хода;
    - ослабление посадки или износ втулки промежуточной шестерни заднего хода. Заменить втулку или шестерню в сборе.
    Затрудненное включение (или требуется большое усилие) первой — четвертой или пятой передачи. Причины неисправности и способы устранения:
    - наклеп на внутренней поверхности шлиц муфты синхронизатора или шлиц ведомой шестерни заднего хода. Зачистить внутреннюю поверхность шлиц;
    - наклеп или забоины зубцов венцов синхронизатора шестерен. Зачистить зубцы венцов или заменить шестерни в сборе;
    - ослабление затяжки болта крепления поводка на валу переключения передач. Подтянуть болт или заменить его (при повреждении резьбы);
    - заедание вала переключения во втулках. Зачистить или заменить поврежденную втулку.
    Не включается одна из передач. Причина и способ устранения:
    - износ или поломка лапок вилки включения соответствующей передачи. Заменить вилку;
    - прихват, заедание муфты или ведомой шестерни заднего хода на ступице. Зачистить прихваты на поверхности шлиц;
    - поломка венца синхронизатора шестерни соответствующей передачи. Заменить шестерню.
    Затруднено включение заднего хода. Причина неисправности и способ устранения:
    - прихват или заедание на оси втулки промежуточной шестерни заднего хода. Зачистить втулку промежуточной шестерни заднего хода или заменить шестерню в сборе;
    - износ полиамидного вкладыша вилки переключения передач заднего хода. Заменить полиамидный вкладыш.
    Одновременное включение двух передач. Причиной такой неисправности является износ толкателя замков или замков штока. Устранить заменой изношенных деталей.
    Снятие и установка коробки передач. Снять силовой агрегат с автомобиля (см. «Кривошипно-шатунный механизм»). Отвернуть две гайки и снять стартер. Отвернуть три болта и одну гайку и отсоединить картер сцепления в сборе с коробкой передач от двигателя.
    Установку коробки выполняют в обратной последовательности. Перед установкой необходимо смазать шлицы ведущего вала тонким слоем смаз­ки (1...2 г) Литол-24.
    Разборка коробки передач.
    При разборке и последующей сборке коробки необходимо иметь: приспособление для крепления коробки, универсальный съемник, щипцы для снятия стопорных колец, приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов, приспособление для установки ведомого вала в вертикальном положении, ключи торцовые и динамометрические с набором головок 10, 12, 13, 17 и 30 мм, отвертку, выколотку.
    Перед разборкой необходимо слить из коробки передач масло, тщательно промыть и очистить от грязи и масла. Разбирать коробку передач необходимо в такой последовательности:
    - установить коробку передач на приспособление;
    - снять редуктор привода спидометра 10 (см. рис. 72), выключатель света заднего хода 10 (см. рис. 66) и шарик 9;

    - отвернуть гайки 1 (см. рис. 60), снять ее и прокладку.