Руководство Таврия

Заправка гидропривода рабочей тормозной системы и удаление из нее воздуха

Для заправки гидропривода рабочей тормозной системы завод применяет тормозную жидкость «Томь», обладающую высококипящими свойствами.
Можно заправлять систему жидкостями «Нева» и «Роса».
Смешение тормозных жидкостей «Томь», «Нева» и «Роса» допустимо. Обращаться с ними следует осторожно и не допускать попадания на окрашенные поверхности кузова и деталей.
После каждых 60 ООО км пробега автомобиля или 4 лет эксплуатации следует заменить тормозную жидкость свежей, предварительно промыв гидропривод. Заправка гидропривода тормозов обоих контуров производится через бачок (рис. 42), изготовленный из полупрозрачной пластмассы с внутренней перегородкой, образующей полости для обоих контуров.

 

бачек тормозной жидкости

Рис. 42. Бачок гидропривода тормозов:

1 — колпачок защитный; 2 — корпус с контактами датчика; 3— кольцо зажимное; 4 — корпус бачка; Н — нормальный уровень жидкости в бачке.

 

При закрученной крышке нормальный уровень Н должен доходить до нижней кромки заливной горловины. В крышке установлен датчик аварийного уровня тормозной жидкости. При падении уровня жидкости в бачке ниже допустимого предела контакты датчика замыкаются.
Нажатием резинового колпачка 1 на корпусе 2 проверяйте исправность работы датчика. При включенном зажигании контрольная лампа должна гореть постоянным светом. Понижение уровня и частые доливки жидкости указывают на течь в системе и необходимость ее немедленного устранения.
При исправном гидравлическом приводе понижение уровня жидкости в бачке связано с износом накладок колодок, в первую очередь передних дисковых тормозов. Нужно проверить их состояние и заменить при необходимости.
В этом случае доливать жидкость в бачок нет необходимости, так как при установке новых колодок уровень жидкости поднимется до нормального.
Увеличенный рабочий ход педали тормоза и ее «мягкость» свидетельствуют о наличии воздуха в тормозной системе, который значительно снижает эффективность тормозов.
Одной из причин увеличенного хода педали тормоза, но «жесткой» педали, могут быть увеличенные зазоры в подшипниках передних колес. А это в свою очередь значительно влияет и на работу переднего тормоза.
Воздух из системы удаляйте, прокачивая последовательно цилиндры тормозных механизмов каждого контура в отдельности, начиная с заднего колеса, а затем — переднего (рис. 41).
Прокачку проводите следующим образом:
1) Установите автомобиль на смотровую яму, подъемник или подставки. Если автомобиль установлен на подставки, снимите колеса.
2) Аккуратно очистите от грязи и пыли клапаны для выпуска воздуха из колесных цилиндров и снимите резиновые защитные колпачки.
3) Отверните пробку бачка и долейте тормозную жидкость, доведя ее уровень до нормы.
4) Наденьте шланг для прокачки гидропривода (из комплекта принадлежностей) на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в чистый прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью. Конец шланга погрузите в жидкость. Дальнейшие операции следует производить вдвоем. Предупреждение. Не нажимайте на педаль тормоза, когда снят один барабан или тормозной диск, так как давление в системе выжмет из колесного цилиндра поршни и тормозная жидкость вытечет наружу.
5) Резко нажмите 3 ... 5 раз на педаль тормоза с интервалом между нажатиями 2... 3 с и, удерживая педаль в нажатом положении, отверните на полоборота клапан. При этом жидкость вместе с воздухом при нажатой педали будет вытесняться берез шланг в сосуд. Не отпуская педаль, клапан заверните. Повторяйте операцию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки доливайте жидкость в бачок до нормального уровня.
6) Снимите шланг. Конец клапана протрите насухо и наденьте защитный колпачок.
7) Проделайте аналогичную операцию с тормозными механизмами переднего левого колеса, а затем заднего левого и переднего правого колес.
8) Удалить воздух из системы можно также путем подачи воздуха в бачок под давлением не более 2 кгс/см2 при открытом клапане прокачки, не трогая при этом педаль тормоза. При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствии воз­духа в системе педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна перемещаться более чем на 80 ... 85 мм. При этом нога должна ощущать сопротивление (ощущение «жесткой» педали). Если педаль перемещается дальше, но «жесткая», это указывает на увеличенные зазоры между колодками, дисками и барабанами и необходимость уменьшить ход ведали путем резких торможений на сухой свободной дороге. Жидкость, выпу­щенную из тормозной системы во время прокачки, не заливайте в бачок без тщательного фильтрования и длительного отстоя, так как в ней содержатся воздух и грязь.
При замене тормозной жидкости слейте ее из системы и тщательно промойте свежей жидкостью в следующем порядке:
1) Проделайте операции 1 и 2 (см. «Прокачка системы»).
2) Наденьте шланг для прокачивания на головку клапана выпуска воздуха заднего правого колеса, а свободный конец шланга опустите в сосуд, приготовленный для сбора жидкости, и отверните клапан на полоборота.
3) Нажимая на педаль, удалите из контура жидкость и заверните клапан.
4) Проделайте аналогичную операцию с тормозными меха­низмами переднего левого колеса, затем заднего левого и переднего правого колес.
5) Отверните опять клапан заднего правого колеса.
6) Доливая в питательный бачок свежую тормозную жидкость и нажимая на педаль, прокачивайте систему до тех пор, пока из клапана не начнет вытекать чистая жидкость. С появлением чистой жидкости заверните клапан.
7) Прокачайте систему для удаления из нее воздуха.