Руководство Таврия

Зазоры в рулевом управлении

Регулярно проверяйте состояние защитных колпачков шарниров рулевых тяг и чехлов рулевого механизма, при обнаружении трещин или вырывов их необходимо заменить. Эксплуатация шарниров и рулевого механизма с нарушенными уплотнениями недопустима, так как это приводит к ускоренному износу шарниров и рулевого механизма.
Через каждые 30 ООО км пробега проверяйте свободный ход (люфт) рулевого колеса, который при нормальных зазорах в рулевом управлении и положении колес, соответствующем движению автомобиля по прямой на сухом твердом покрытии при усилии 0,75 кгс, приложенном к ободу рулевого колеса, не должен превышать 25 ... 30 мм (примерно 10°).
Если свободный ход превышает эту величину, проверьте рулевое управление:
- убедитесь в правильной регулировке зазоров в подшипниках ступиц передних колес и нормальном давлении воздуха в шинах;
- проверьте состояние опор стоек передней подвески и убедитесь в их исправности;
- поворачивая рулевое колесо в одну и другую сторону, проверьте, нет ли стуков в рулевом механизме, шарнирах тяг и соединениях. Убедитесь в отсутствии перемещения вокруг оси рейки кронштейна рулевых тяг. Проверьте и при необходимости подтяните крепление рулевого механизма к кузову, крепление кронштейна 5 к рейке 12, рулевых тяг и кронштейну 5 и рычагам стойки 20 подвески колес, крепление опоры вала рулевого управления. Проверьте крепление клеммного зажима П (рис. 38) рулевого вала к хвостовику шестерни 10;
- покачивая рулевое колесо, убедитесь на ощупь в отсутствии зазоров в шаровых шарнирах и сайлент-блоках рулевых тяг. При появлении люфта наконечника на пальце половинку тягй замените;
- обнаруженные неисправности устраните и проверьте свободный ход рулевого колеса.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимую величину, проверьте и отрегулируйте рулевой механизм. Регулировку рулевого механизма лучше всего производить, сняв его с автомобиля, что даст возможность проверить и при необходимости отрегулировать осевой люфт шестерни. Регулировку зацепления рейки и шестерни можно производить не снимая рулевой механизм с автомобиля, но при этом с целью повышения чувствительности необходимо вывесить передние колеса, подняв передок автомобиля.
Для снятия рулевого механизма отверните болт 16 (рис. 38), болты крепления картера к кузову и болт 13 (рис. 39) крепления кронштейна 5 к рейке 12.
Для регулировки зазора в зацеплении рейки и шестерни:
- отпустите контргайку 2 (рис. 38) и заверните пробку 1 до упора, а затем отпустите на минимальную величину (но не более 1/2 грани), обеспечивающую только отсутствие заедания, так как слабая подтяжка рейки может привести к появлению стуков в процессе эксплуатации. Вращая шестерню за хвостовик (или рулевое колесо), убедитесь в отсутствии заклинивания в механизме во всем диапазоне перемещения рейки от упора до упора (по 60 мм в одну и другую сторону);
- по окончании регулировки, придерживая пробку, затяните контргайку и убедитесь, что регулировка не нарушилась. Момент проворачивания шестерни после регулировки не должен превышать от 0,392 Н-м до 1,2 Н-м (0,04...0,12 кгс-м).
Когда рулевой механизм снят, следует вначале отрегулировать осевой люфт шестерни, а затем зазор в зацеплении рейки и шестерни.
Для регулировки осевого люфта шестерни:
- отпустите контргайку 2 и отверните на 2... 3 оборота пробку 1;
- после удаления необходимого числа прокладок 12 и затяжки болтов 14 крышки шестерня должна вращаться свободно без люфта. Перетяжка подшипников не допускается. Перед установкой рулевого механизма на кузов, вращая шестерню, установите размер К (175 мм) и соедините рейку с кронштейном болтом 13 так, чтобы он вошел в паз на рейке, и затяните гайку 11с моментом от 31,4 Н-м до 35,3 М-м (от 3,2 кгс-м до 3,6 кгс-м). Установите вал рулевого управления с рулевым колесом в сборе так, чтобы меньший угол между спицами рулевого колеса был направлен вниз;
- установите рулевой механизм на кузов и закрепите его болтами с моментом от 27,4 Н-м до 35,3 Н-м (от 2,8 кгс-м до 3,6 кгс-м). Перед подсоединением хвостовика шестерни с клеммным зажимом 17 вала руля следует соблюсти размер К;
- затянуть болт 16 моментом от 29,4 Н-м до 34,3 Н-м (от 3 кгс-м до 3,5 кгс-м).