Руководство Таврия

ШАРНИРНЫЕ ВАЛЫ

Привод передних ведущих колес осуществляется шарнирными валами (в дальнейшем ш. в.) (рис. 35) с шарнирами равных угловых скоростей. Наружный шарнир — шестишариковый, фиксированный, внутренний — скользящий, трехроликовый. Ш. в. отличаются общей длиной: левый короче, чем правый. На стержне правого ш. в. может быть установлен гаситель крутильных колебаний. Полости наружного и внутреннего шарниров заполнены специальной консистентной смазкой на весь срок службы шарниров и защищены резиновыми чехлами, крепящимися хомутами, хвостовик корпуса 15 внутреннего шарнира фиксируется в полуосевой шестерне 20 разрезным стопорным кольцом 10, входящим в проточку полуосевой шестерни и кольцевую канавку на хвостовике.

 

Шарнирный вал и его закрепление в шестерне дифференциала

Рис. 35. Шарнирный вал и его закрепление в шестерне дифференциала:
1 — кольцо стопорное обоймы: 2 — корпус наружного шарнира; 3 — хомут; 4—шарик; 5 — сепаратор: 6 — обойма; 7 — чехол наружного шарнира; 8 — хомут; 9 — вал; 10 — кольцо стопорное хвостовик внутреннего шарнира; 11 — чехол внутреннего шарнира; 12— кольца стопорные трехшиковика; 13 — трехшиловик; 14 — ролик; 15 — корпус внутреннего шарнира; 16 — манжета; 17 — картер главной передачи; 18 — подшипник; 19 — корпус дифференциала; 20 — шестерня дифференциала. А — канавка для монтажа и демонтажа шарнирного вала; В — упорный торец.

 

Недопустима установка хвостовика внутреннего шарнира в шестерню без стопорного кольца.
Регулярно проверяйте состояние защитных чехлов шарниров, герметичность их соединений, отсутствие подтекания масла через уплотнительные манжеты картера, а также возможность выдергивания хвостовика внутреннего шарнира из полуосевой шестерни.
Следует иметь в ввиду, что если чехол порван, то в шарнир попадают вода и грязь, что вызывает его интенсивный износ, коррозию и разрушение.
Поврежденные чехлы немедленно заменяйте новыми, предварительно промыв шарнир и заменив смазку. Субъективной оценкой наличия дефектов внутри шарниров является скрежет при движении по прямой или на повороте, наличие повторяющихся стуков при перегрузках трансмиссии (разгон, торможение), суммарный окружной люфт ш. в. (на максимальном радиусе корпуса) не должен превышать 1 мм. Суммарный осевой люфт в наружном шарнире допускается до 1,2 мм.
Замена чехлов и устранение неисправности в шарнирах требуют демонтажа, разборки ш. в. и замены некоторых деталей, для чего их необходимо снять с автомобиля.
Демонтаж ш. в. осуществляется последовательно: вначале из ступицы переднего колеса, а затем из дифференциала. Указанные операции следует проводить на станциях технического обслуживания.
Для демонтажа ш. в. из ступицы выполните следующие операции:
- установите перед автомобиля на подставки, снимите колеса;
- включите передачу заднего хода, отверните гайку 25 (рис. 36) и удалите шайбу 24;
- отверните гайку болта 16 крепления пальца 34 шарового шарнира к поворотному кулаку 29, выньте болт и палец из клеммы;
- если производится демонтаж левой полуоси, поверните рулевое колесо влево, при демонтаже правой — вправо. При этом повернувшийся поворотный кулак позволит демонтировать шлидевой хвостовик 23 шарнира со ступицы 26. Подвяжите ш. в. от провисания.
Демонтаж и монтаж ш. в. из дифференциала должен производиться с помощью специального приспособления, укрепляемого только на поверхности А корпуса внутреннего шарнира. Разрешается при этом упор в поверхность торца В. Усилие демонтажа — 190...340 кгс.
Во избежание проворачивания полуосевых шестерен внутри дифференциала и падения их в картер (потеря соосности шестерни и отверстия в картере дифференциала) категорически запрещается одновременный демонтаж обоих ш. в.
После демонтажа одного из ш. в. необходимо поставить сразу транспортную заглушку (или пробку с удлинителем) для фиксации полуосевой шестерни.
Учитывая сложность разборки ш. в., эти операции следует проводить в специализированных мастерских. В гарантийный период недопустима разборка ш. в., а его замена производится только в сборе.
Снятие и разборка ш. в. могут быть связаны с заменой:
- ш. в. с шарнирами в сборе;
- защитных чехлов 7 в И (рис. 35);
- трехшиповика 13 с роликами 14 в сборе;
- корпуса 2 наружного шарнира с шариками и обоймой в сборе;
- манжеты 16;
- стопорного кольца 10;
- шарнирного вала 9;
- корпуса внутреннего шарнира 15 в сборе.
При этом следует помнить, что такие детали как хомуты 3 и 8, стопорные кольца 12 трехшиповика, стопорное кольцо 1 и стопорное кольцо 10 являются деталями разового пользования и вторично их ставить не разрешается. Допускается в виде исключения установка большого хомута защитного чехла вместо малого с обрезкой лишней длины.
Указанные детали и узлы поставляются в запасные части. Категорически запрещается разборка наружного шарнира. При каких-либо его дефектах производится замена наружного шарнира в сборе. Для демонтажа наружного шарнира в сборе с вала 9 необходимо при снятом хомуте 3 и вывернутом (или сдвинутом) чехле с удаленной смазкой с помощью специальной медной оправки, установленной в упор к торцу обоймы 6, резким ударом молотка демонтировать шарнир.
Если поврежден чехол 7, снимите хомут 8 и стяните чехол с вала 9. Тщательно промойте шарнир без его разборки, продуйте сжатым воздухом и, соблюдая чистоту, заполните специальной смазкой, заложив ее во внутреннюю полость шарнира через шлицевое отверстие, а также пазы и шарики с наружной стороны. Установите новый чехол и затяните его хомутом 8. Остаток смазки заложите в полость чехла. Общее количество смазки, закладываемой в шарнир, 80 г. Наружный шарнир в сборе поставляется в запчасти со смазкой и транспортной крышкой.
Перед установкой шлицевого конца вала 9 в обойму 6 замените стопорное кольцо 1 новым и смажьте шлицевой конец смазкой для шарнира. Устанавливать старое стопорное кольцо 1 вторично недопустимо, т. к. при снятии обоймы 6 с вала оно будет деформировано.
Зажав в тисках вал 9 и совместив ось корпуса 2 с осью вала 9, легкими постукиваниями молотка через медную проставку по торцу корпуса запрессуйте обойму 6 на вал до упора. Установите чехол на корпус 2 и затяните хомут 3.
Внутренний шарнир разбирайте, соблюдая такую последовательность:
- снимите большой хомут 3 чехла И внутреннего шарнира и стяните чехол с корпуса. Во избежание нарушения приработки каждой пары ролик 14 — паз корпуса 15 необходимо их завести в те же пазы корпуса, в которых они находились до разборки. Поэтому перед демонтажем вала 9 из корпуса 15 их взаимное положение следует пометить, а после демонтажа пометить положение трехшиповика 13 относительно вала;
- выведите ш. в. с трехшиповиком 13 из корпуса 15 шарнира; снимите наружное стопорное кольцо 12 и трехшиповик с по­луоси, также их предварительно пометив. Снимите внутреннее стопорное кольцо;
- снимите малый хомут 8 чехла 11 и чехол. Если чехол 11 поврежден, замените его новым. Наружный чехол имеет три гофра, а внутренний — два.
Сборка шарнира:
- установите чехол 11 и затяните малый хомут;
- установите стопорное кольцо 12 внутри, трехшиповик 13, а затем стопорнрц кольцо снаружи, обратив внимание на его плотную посадку в канавке;
- тщательно смажьте трущиеся внутренние поверхности корпуса шарнира специальной смазкой и заполните ею полость шарнира. Общее количество смазки в шарнире — 100 г;
- установите шарнирный вал с трехшиповиком и роликами в корпус 15, наденьте чехол 11 на корпус 15 и затяните новый хомут.
Затяжку новых хомутов производите в следующем порядке:
- оберните ленту хомута два раза вокруг чехла, а свободный конец а пропустите в квадратное отверстие скобки;
- двумя плоскогубцами затяните хомут и загните свободный конец на скобу в положение в;
- обожмите ленту на скобке и пригните скобку к чехлу по стрелке г. Недопустимо выступание скобки над чехлом. Запрещается использовать хомуты не заводского изготовления, а также проволоку.
Установка шарнирного вала на автомобиль производится в обратной последовательности. Перед установкой смазать шлицевые хвостовики тонким слоем смазки. Монтаж стопорного кольца 10 производить с помощью оправки, исключающей его деформацию. Перед установкой вала сориентировать указанное кольцо концентрично наружной поверхности шлиц с помощью консистентной смазки, заложив ее в канавку.
При монтаже вала необходимо усилие запрессовки 50.... 195 кгс.
Усилие прикладывать плавно, без рывков или ударов, к поверхности стержня шарнирного вала или к поверхности А корпуса 15.
Разрешается прикладывать усилие к торцу хвостовика наружного шарнира, сориентировав его соосно с осью шарнирного вала и осью корпуса 15.
Установите хвостовик наружного шарнира в ступицу колеса, оденьте шайбу, заверните новую гайку 25 (рис. 36), затяните и законтрите (см. «Подшипники ступиц передних колес»).
Шайбу 21 (рис. 36) необходимо установить фаской в сторону корпуса наружного шарнира.
В случае течи манжеты 16 (рис. 35) замените ее. Перед установкой хвостовика с запорным кольцом после установки новой манжеты следует заложить смазку Литол-24 между рабочей кромкой и пыльником манжеты.