Руководство Таврия

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Охлаждающая жидкость

При выпуске с завода система охлаждения двигателя автомобиля таврия заполняется специальной низкозамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А 40М. Она представляет собой 56%-ную смесь жидкости ТОСОЛ-АМ (концентрированного этиленгликоля) с водой. Жидкость не замерзает при температурах окружающей среды до минус 40 °С и содержит присадки, придающие ей антикоррозионные и антивспенивающие свойства, препятствующие образованию накипи, имеет голубой цвет, без запаха. Плотность ее при температуре 20 °С равна 1,078...1,085 г/см3. В пробке расширительного бачка установлен блок клапанов, обеспечивающий поддержание в системе охлаждения давления в пределах 0,8... 1,2 кгс/'см2.
Если в процессе эксплуатации автомобиля не требуется часто добавлять жидкость, то она может оставаться в системе в течение четырех лет при условии, что за это время общий пробег автомобиля не превысит 60 000 км. Поэтому уход за системой охлаждения во время указанного срока заключается лишь в периодической проверке уровня жидкости в расширительном бачке (рис. 26), который должен быть всегда вблизи риски 3.

 

расширительный бачек системы охлаждения

Рис.26. Бачок расширительный:

1 — пробка с клапанами в сборе: 2.— бачок; 3 — риска максимального уровня жид­кости;
4 — риска минимального уровня жидкости.

 

Проверку производите только на холодном двигателе. Если уровень жидкости находится ниже риски 4, добавьте в расширительный бачок той же жидкости и плотно заверните пробку.
В тех случаях, когда уровень жидкости постоянно понижается и приходится часто ее доливать, проверьте герметичность системы охлаждения и устраните неисправность.
Следует иметь в виду, что после длительной эксплуатации автомобиля и повышенного износа уплотнительной шайбы 7 (рис. 27) самоподвижного сальника вала крыльчатки циркуляционного насоса системы охлаждения, сальник утрачивает герметичность. Признаком неисправности сальника (приводящей к снижению уровня жидкости в бачке) является подтекание жидкости через сливное (контрольное) отверстие, расположенное в нижней части корпуса насоса. В таком случае надо разбирать насос и ремонтировать сальник. Ни в коем случае не закрывайте какой-либо пробкой сливное отверстие, т. к. просачивающаяся жидкость может повредить шарикоподшипники валика крыльчатки. В шарикоподшипники заложена смазка на весь положенный срок службы. Запрещается эксплуатация двигателя с подтеканием охлаждающей жидкости из водяного насоса. При попадании жидкости на зубчатый ремень привод распредвала может произойти обрыв зубьев на ремне и смещение фаз газораспределения двигателя.
При отсутствии жидкости ТОСОЛ-А 40М только в случае крайней необходимости в систему можно добавлять чистую воду, придерживаясь при этом следующего порядка:
- охладите двигатель и снимите пробку с расширительного бачка;
- долейте в расширительный бачок воды столько, чтобы ее уровень стал вблизи верхней риски, и поставьте на место пробку.

 

водяной насос таврия

Рис. 27. Насос водяной:

1 — винт-стопор; 2 — валик с подшипником сборе; 3 — шкив приводной; 4 — контрольное отверстие; 5 - корпус; 6 — манжета уплотнительная; 7 —шайба уплотяительная; 8 — крыльчатка; 9 - блок цилиндров.

 

В холодное время года после добавления воды в систему охлаждения перед началом движения прогрейте двигатель, чтобы жидкости перемешались. Имейте в виду, что при добавлении воды в систему, температура замерзания смеси повышается, и поэтому при первой же возможности выполните необходимый ремонт системы и залейте в нее соответствующую жидкость.
При использовании обычной водопроводной воды добавляйте в нее препарат «Автоантинакипин».
Через каждые четыре года или каждые 60 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше) систему охлаждения промойте, а охлаждающую жидкость замените новой.
Для удаления жидкости из системы отверните кран 4 (рис. 28) в нижнем бачке радиатора и пробку 11, расположенную на правой стороне блока цилиндров. При этом полностью откройте кран 12 отопителя. Остаток жидкости из расширительного бачка удаляйте, отсоединив крепление и подняв бачок на соответствующую высоту.

 

Схема системы охлаждения двигателя

Рис. 28. Схема системы охлаждения двигателя:
1 — радиатор; 2 — термовыключатель элекцровентилятора охлаждения радиатора; 3 — электровентилятор; 4 —сливной кран радиатора; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — водяной насос; 7 — двигатель; 8 — впускная труба; 9 — пробка расширительного бачка; 10 — расширительный бачок; 11 — сливная пробка двигателя; 12 — кран радиатора отопителя; 13 — радиатор отопителя; 14 — термостат.

А — путь жидкости при открытом термостате (двигатель горячий); В — путь жидкости при закрытом термостате (двигатель холодный).


Систему охлаждения промывайте следующим образом:
- заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева радиатора и при работающем на режиме холостого хода двигателе слейте воду через сливные отверстия;
- остановите двигатель, охладите его, заполните снова систему чистой водой и повторите указанную выше операцию;
- после промывки залейте в систему свежую охлаждающую жидкость.

 


Термостат системы охлаждения

Через каждые 60 ООО км пробега, а также в случае нарушения теплового режима двигателя (перегрев в нормальных условиях эксплуатации или длительный прогрев после пуска) проверяйте работу термостата.
Простейшая проверка может быть осуществлена на ошупь непосредственно на автомобиле.
После пуска холодного двигателя при исправном термостате нижняя половина радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости установится между делениями 80 и 100 °С.

 

Электровентилятор

На алюминиевом радиаторе 1 (рис. 28) установлен электрический вентилятор 3, который включается в работу при помощи термовыключателя 2. Замыкание контактов термовыключателя происходит при температуре 99±3°С, а размыкание при 94±4 °С.
Если электровентилятор не включается в работу при подходе стрелки указателя температуры к делению 100 "С, то это указывает на неисправность термовыключателя 2, реле или самого электровентилятора.
При этом убедитесь в правильности показаний указателя температуры жидкости.