Карбюратор Солекс

    Особенности конструкции карбюраторов с автоматическим пусковым устройством

    Основное отличие карбюратора 21083-1107010-31 от базовой модификации — это наличие на нем автоматического пускового устройства. К карбюратору со стороны привода дроссельных заслонок крепится жидкостная камера — круглая полая деталь, через которую циркулирует жидкость из системы охлаждения. Жидкостная камера соединена кольцевым хомутом с корпусом, в котором установлена спиральная биметаллическая пружина. При пуске холодного двигателя биметаллическая пружина посредством рычагов и тяги удерживает воздушную заслонку в закрытом положении. После пуска двигателя воздушная заслонка приоткрывается диафрагмой пускового устройства аналогично тому, кок это происходит в базовой модели карбюратора.
    По мере прогрева двигателя температура жидкостной камеры возрастает, нагревая биметаллическую пружину. При нагреве пружина стремится распрямиться и через рычаги и тягу открыть воздушную заслонку на угол, возрастающий с увеличением температуры охлаждающей жидкости. Единственное, что требуется от водителя, — это по мере прогрева двигателя неподвижного автомобиля время от времени нажимать педаль «газа». Дело в том, что «усилий» биметаллической пружины не хватает для преодоления сил трения в рычажном механизме. При прогреве в процессе движения водитель «помогает» биметаллической пружине, нажимая педаль «газа». К моменту нагрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры воздушная заслонка открывается полностью. Особенностью пускового устройства является то, что после остывания двигателя заслонка остается открытой.
    Поэтому перед пуском холодного двигателя следует нажать педаль «газа», при этом воздушная заслонка закроется с отчетливым хлопком.
    Автоматическое пусковое устройство карбюраторов 21083-1107010-35 и 21083-1107010-62 отличается от пускового устройства карбюратора 21083-1107010-31 механизмом приоткрытия воздушной заслонки после пуска двигателя. Механизм карбюраторов 21083-1107010-35 и 21083-1107010-62 имеет два фиксированных положения (на 2,0-2,5 мм и 5,5-5,6 мм) приоткрытия воздушной заслонки, вместо одного (около 3 мм) на карбюраторе 21083-1107010-31.

    Необходимость использования такого механизма состоит в том, чтобы, обеспечивая устойчивую работу двигателя после пуска в зимних условиях, одновременно не допустить чрезмерного выброса окиси углерода с отработавшими газами при температуре выше +20 °С. При низких температурах для стабильной работы холодного двигателя требуется значительное увеличение количества топлива в смеси, т. е. большего прикрытия воздушной заслонки, чем при более высоких температурах. Летом воздушную заслонку можно приоткрыть в большей степени, обеднив состав смеси и уменьшив тем самым содержание окиси углерода в отработавших газах на режиме прогрева.

    Механизм двуступенчатого приоткрытия воздушной заслонки на карбюраторах ДААЗ-2108 модификаций «35», «62» имеет вакуумную камеру с диафрагмой. Диафрагма надета на шток и закреплена на нем гайкой. Разрежение в вакуумную камеру подается по каналу из задроссельного пространства карбюратора через входное отверстие и далее, по системе каналов в корпусе карбюратора, через отверстие во фланце крепления корпуса пускового устройства. Под крышкой вакуумной камеры имеется возвратная пружина, перемещающая шток вправо при отсутствии разрежения.

    автоматический пуск карбюратора
    Схема автоматического пускового устройства карбюратора:
    1 - дроссельная заслонка первой камеры; 2 - рычаг привода дроссельной заслон­ки второй камеры; 3 - пружина диафрагмы; 4 - воздушный канал, соединенный с задроссельным пространством карбюратора; 5 - диафрагма пускового устройства; 6 - воздушная заслонка; 7 - тяга привода воздушной заслонки; 8 - ось рычагов автоматического пускового устройства; 9 - кулачок; 10 - регулировочный винт пускового зазора воздушной заслонки; 11 - шток диафрагмы пускового устройства; 12 - возвратная пружина штока диафрагмы; 13 - рычаг-упор; 14 - регулировоч­ный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 15 - рычаг приоткрывания дроссельной заслонки; 16 - тяга приоткрывания дроссельной заслонки; 17 - рычаг привода дроссельных заслонок; А - пусковой зазор у воздушной заслонки; Б - пусковой зазор у дроссельной заслонки.

    автоматическое пусковое устройство карбюратора вид сбоку

    Вид сбоку но автоматическое пусковое устройство с одиоступенчотым приоткрытием воздушной заслонки:
    1 - патрубки охлаждающей жидкости;  2 - крышка диафрагмы пускового устройства; 3, 7, 9 - винты крепления хомута;  4 - винт крепления корпуса пускового устройства; 5 - жидкостная камера; 6 - стяжной болт; 8 - хомут; 10 - возвратная пружина пятки штока; 11 - пятка штока; 12 - шток; 13 - корпус пускового устройства; 14 - стопорная шайба; 15 - ось рычагов; 16 - регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 17 - рычаг приоткрывания дроссельной заслонки второй камеры; 18 - рычаг-упор, контактирующий с кулачком пускового устройства; 19 - рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 20 - тяга приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 21 - рычаг привода дрос­сельных заслонок; 22 - сектор рычага привода дроссельных заслонок.


    В крышке имеется подпружиненный плунжер с перепускным клапаном, открывающимся при соприкосновении и надавливании на него тарелки диафрагмы и сообщающим при этом полость диафрагменного механизма пускового устройство со штуцером на крышке. Момент нажатия тарелкой диафрагмы плунжера перепускного клапана крышки может быть отрегулирован при помощи винта, изменяющего вепичину выступания его конца в полость диа-фрагменного механизма.
    Пластмассовый резьбовой винт-пробка на крышке диафрагменного механизма пускового устройства имеет кольцевое резиновое уплотнение и представляет собой механический упор для плунжера крышки, который ограничивает максимально возможный ход диафрагмы и штока в сторону пробки.
    Штуцер на крышке пускового устройства соединяется резиновым шлангом с буферной емкостью, размещаемой в моторном отсеке и представляющей собой пластмассовый цилиндр с двумя штуцерами. Второй штуцер буферной емкости соединяется с термоклапаном, размещаемым в стен­ке корпуса воздушного фильтра. Термоклапан имеет два штуцера, один из которых соединяется шлангом со штуцером буферной емкости, а другой сообщается с атмосферой.
    При температуре воздуха ниже +10 °С термоклапан открыт и штуцер на крышке пускового устройства через буферную емкость свободно сообщается с атмосферой. При температуре воздуха выше +20 °С термоклапан закрывается и штуцер на крышке пускового устройства сообщается с изолирован­ной от атмосферы буферной емкостью.

    На противоположном от диафрагмы конце штока пускового устройства имеется плоская пятка, удобная для нажатия штока пальцем руки при выполнении проверки роботы и регулировке механизма. Под пяткой находится еще одна возвратная пружина, стремящаяся переместить шток наружу.
    В средней части штока, вблизи оси пускового устройства, выполнено проточка, в правую часть которой может упираться усик приводного рычага пускового устройства, жестко связанного через ранее описанный рычажный механизм с осью воздушной заслонки. При закрытой воздушной заслонке, когда биметаллическая пружина переме­стила поводок против часовой стрелки до упора, усик этого рычага при неработающем двигателе максимально приближен к правому торцу проточки штока, однако между ними сохраняется небольшой зазор, обеспечивающий возможность полного закрытия воздушной заслонки.
    После пуска двигателя в полость диафрагмы передается разрежение и шток, преодолевая сопротивление пружин, начинает перемещаться в сторону упора — зозор между усиком рычага и торцом проточки штока исчезает. Начиная с этого момента, воздушная заслонка приоткрывается, преодолевая, кроме того, дополнительное сопротивление биметаллической пружины.
    При дальнейшем перемещении под действием разрежения диафрагмы и штока пускового устройство тарелка диафрагмы упирается я торец плунжера перепускного клапана и открывает его, сообщая рабочую полость диафрагменного механизма со штуцером на крышке и долее, с буферной емкостью и термоклапаном. Величиной хода штока пускового устройства и соответствующей ему степенью приоткрытия воздушной заслонки в момент начала открытия перепускного клапана определяется первое фиксированное положение воздушной заслонки после пуска. Если температура окружающего воздуха низкая и термоклапан открыт, в момент открытия перепускного клапана разрежение в полости диафрагменного механизма ночинает ограничиваться за счет поступления туда атмосферного воздуха, в результате чего шток пускового устройства останавливается в первом фиксированном положении.

    За счет изменения положения регулировочного винта можно скорректировать момент начала открытия перепускного клапана, установив тем самым требуемую величину приоткрытия воздушной заслонки в первом фиксированном положении.
    При температуре окружающего воздуха более 20 °С термоклапан закрыт, и после пуска в момент нажатия штоком перепускного клапана разрежение в полости диофрагменного механизма пускового устройства еще в течение 2-3 с продолжает ограничиваться за счет запаса воздуха в буферной емкости. Тем самым воздушная заслонка на этот короткий период задерживается в первом фиксированном положении, обеспечивая необходи­мое в первый момент после пуска обогащение смеси.
    По истечении короткого времени запас воздуха в изолированной от атмосферы буферной емкости (и удаляемый через вакуумный канал управления пусковым устройством в задроссельное пространство) заканчивается. Разрежение в полости диафрагменного механизма пускового устройства начинает расти несмотря на открытый перепускной клапан. При этом шток смещается до упора в винт-пробку, устанавливая воздушную заслонку во второе фиксированное положение с большей величиной приоткрытия. Тем самым, при температуре окружающего воздуха более +20 °С работа двигателя после пуска в режиме прогрева обеспечивается на более бедной смеси с пониженным выбросом оксида углерода и углеводородов.

    По мере повышения температуры охлаждающей жидкости жидкостная камера нагревателя прогревается, и биметаллическая пружина пускового устройства начинает распрямляться, стремясь приоткрыть воздушную заслонку и повернуть кулачок пускового устройства по часовой стрелке. Если при прогреве двигателя водитель не нажи­мает «газ», положение воздушной и дроссельной заслонок вследствие трения в механизме остается неизменным и обороты двигателя по мере прогрева практически не изменяются. В то же время при каждом открытии дроссельной заслонки происходит освобождение рычагов привода, в результате чего воздушная заслонка и кулачок пускового устройства, задающий степень приоткрытия дроссельной заслонки, за­нимают положение соответствующее степени прогрева двигателя.

    пусковое устройство со снятым нагревательным элементом карбюратора
    Автоматическое пусковое устройство со снятым нагревательным элементом:
    1 - пружина; 2 - рычаг управления пусковым устройством; 3 - ось блока рычагов автоматического пускового устройства; 4 - кулачок; 5 - рычаг-упор; 6 - трехплечий рычаг (рычаг привода пускового устройства); 7 - шток диафрагмы.

    карбюратор с автоматическим пусковым устройством

    Карбюратор с двуступенчастым автоматическим пусковым устройством:
    1 - корпус пускового устройства; 2 - винт крепления корпуса пускового устройства; 3 - экран биметаллической пружины; 4 - хомут; 5 - стяжной болт; 6 - жидкостная камера; 7 - сектор на рычаге привода дроссельных заслонок; 8, 12 - винты крепления крышки диафрагмы; 9 - крышка диафрагмы пускового устройства; 10 - штуцер     подключения к буферной емкости; 11 - пробка-винт регулировки второго положения воздушной заслонки.


    На большинстве выпущенных карбюраторов с автоматическим пусковым устройством применяется механизм блокировки открывания дроссельной заслонки второй камеры, имеющий практически такой же (за исключением расположения цилиндрического штифта), как и на базовой модели карбюратора 2108-1107010, рычагзащелку на рычаге оси дроссельной заслонки первой камеры. Однако управление этой защелкой на карбюраторе 21083-1107010-62 производится иначе, вследствие измененной конструкции пускового устройства. Предназначение блокировки открытия второй камеры — улучшать ездовые качества автомобиля с непрогретым двигателем. Блокировка в карбюраторах модификаций «31», «35», «62» производится при помощи рычага управления блокировкой второй камеры. На холодном двигателе при «взведенном» пусковом устройстве и закрытой воздушной заслонке Г-образный конец рычага на оси отведен от поводка рычага блокировки открытия второй камеры и не препятствует его свободному перемещению — повороту рычага блокировки в любом направлении вокруг его оси.
    При отпущенной педали «газа» за счет перемещения тяги вверх штифт на упорном рычаге пускового устройства приподнимает вверх усик рычага управления блокировкой, поворачивая его на небольшой угол против часовой стрелки. При этом другое плечо рычага бло­кировки нажимает штифт блокирующего рычага, поворачивая его против часовой стрелки и опуская его усик, чем обеспечивает возможность его зацепления с упором на рычаге дроссельной заслонки. В этом положении механизма штифт на блокирующем рычаге за счет усилия его пружины кручения стремится повернуть рычаг блокировки по часовой стрелке, т.е. стремится выключить привод заслонки второй камеры при освобождении рычага блокировки.
    При нажатии педали «газа» штифт на промежуточном рычаге освобождает усик рычага блокировки и перестает препятствовать повороту рычага блокировки по часовой стрелке. Под действием пружины кручения рычаг поворачивается вокруг своей оси по часовой стрелке, и его усик приподнимается, выходя из зацепления с выступом на рычаге дроссельной заслонки первой камеры. Тем самым дроссельная заслонка второй камеры выключается из работы.

    По мере прогрева двигателя рычаг механизма пускового устройства за счет распрямления биметаллической пружины поворачивается по часовой стрелке и Г-образный конец рычага подводится под поводок рычага блокировки. При отпускании педали «газа» штифт приподнимает поводок рычага блокировки, и Г-образный конец рычога входит в зацепление с поводком.
    Таким образом, рычаг управления блокировкой на прогретом двигателе оказывается блокированным в повернутом против часовой стрелки положении, обеспечивая через штифт поворот блокирующею рычага также против часовой стрелки с соответствующим опусканием его усика до входа в зацепление с выступом на рычаге оси заслонки и одновременным включением привода заслонки второй камеры.
    В током механизме блокировки дроссельной заслонки второй камеры имеется достаточно много поворотных рычагов, находящихся в крайне неблагоприятных с точки зрения возможного загрязнения условиях. Поэтому разработаны приводы, в которых рычаг блокировки открывания дроссельной заслонки второй камеры отсутствует, а на защелке установлена дополнительная пружина, принудительно опускающая усик блокирующего рычага, вводя его в зацепление с выступом на рычаге оси дроссельной заслонки первой камеры независимо от температурного состояния двигателя. Таким оброзом, на этих карбюраторах мехонизм блокировки открытия дроссельной заслонки второй камеры на непрогретом двигателе исключен. Следовательно, повышена надежность механизма и исключены случаи самопроизвольного выключения привода второй камеры на прогретом двигателе (что достаточно часто встречается йо карбюраторах с полным «комплектом» рычагов). На карбюраторах с автоматическим пусковым устройством имеется еще один механизм, обеспечивающий но холодном двигателе принудительное приоткрывание воздушной заслонки при полном открытии дроссельной заслонки. Необходимость в таком механизме вызвана тем, что водителю нужно дать возможность «продуть» цилиндры двигателя после неудачной попытки пуска.
    На обычном карбюраторе эта процедура заключается в утапливании рукоятки воздушной заслонки и полном нажатии педали «газа». На карбюраторе с автоматической пусковой системой водитель не может произвольно открыть или закрыть воздушную заслонку. Поэтому для обеспечения такой продувки на карбюраторах модификаций «31», «35» и «62» предусмотрен дополнительный рычажный механизм, встроенный в систему пуска. С этой целью на упорном рычаге выполнено дополнительное плечо, способное при повороте рычага вокруг оси входить в зацепление со штифтом на замковом рычаге пускового устройства, связанным через промежуточную тягу привода воздушной заслонки с рычагом воздушной заслонки. При нажатии педали «газа» до упора рычаг управления дроссельной заслонкой первой камеры поворачивается по часовой стрелке, увлекая за собой вниз тягу приоткрытия дроссельной заслонки и тем самым вызывая поворот против часовой стрелки второй части упорного рычага. При этом его плечо входит в соприкосновение со штифтом рычага, вызывая его поворот против часовой стрелки на небольшой угол, достаточный для перемещения тяги привода воздушной заслонки вверх и приоткрытия воздушной заслонки. Величина приоткрытия воздушной заслонки, определяемая размерами деталей рычажного механизма, в эксплуатации не контролируется и не регулируется. На проктике для обеспечения продувки двигателя достаточно, чтобы воздушная заслонка приоткрылась на величину не менее 2,5 мм.