Карбюратор Солекс

    МОДИФИКАЦИИ КАРБЮРАТОРОВ «СОЛЕКС»

    Модификации карбюраторов и их применяемость на автомобилях

    Карбюраторы семейства «Солекс»** производства Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ) были разработаны специально для переднеприводных моделей с поперечным расположением силового агрегата Волжского автомобильного завода. Базовые модели отличаются параметрами дозирующих систем, которые . подобраны под двигатели рабочим объемом 1,1; 1,3 и 1,5 л.
    Позже начался выпуск карбюраторов семейства «Солекс» для их установки на автомобили ВАЗ-2104, -2105, -21213, -2110, Москвич-21412, а также ЗАЗ-1102 «Таврия». Благодаря двухсекционной поплавковой камере и двум поплавкам, закрепленным на общем кронштейне, карбюратор работает стабильно при прохождении автомобилем поворотов, разгоне и торможении как при поперечном (ВАЗ-2109, -09, -2110, ЗАЗ-1102), так и при продольном (ВАЗ-2105, -07, «Нива», «Москвич») расположении двигателя.
    Все карбюраторы семейства имеют в основном одинаковую конструкцию. Модификации отличаются сечениями дозирующих элементов и другими особенностями, о которых будет рассказано ниже.
    Базовым является карбюратор 2108-1107010, устанавливаемый на автомобили ВАЗ-2108 и -2109 с двигателем объемом 1,3 л.
    Карбюратор 21081-1107010 пред­назначен для установки на автомобиль ВАЗ-21081, -21091 с двигате­лем рабочим объемом 1,1 л и на автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия».
    Карбюраторы 21083-1107010 устанавливаются на переднеприводные автомобили ВАЗ с двигателем рабочим объемом 1,5 л. Дальнейшее совершенствование карбюраторов привело к появлению модификаций с автоматическим пусковым устройством:
    1) карбюраторы 21083-1107010-31 оборудованы автоматическим пусковым устройством с одноступенчатым управлением воздушной заслонкой;
    2) карбюраторы 21083-1107010-35 имеют более сложное автоматическое пусковое устройство с двухступенчатым управлением воздушной заслонкой;
    3) карбюратор 21083-1107010-62 — с автоматическим пусковым устройством, двухступенчатым управлением воздушной заслонкой и электронной системой управления составом смеси. Эта модель устанавливалась на автомобили, предназначенные для экспорта, которые для снижения токсичности оснащались каталитическим нейтрализатором отработавших газов.

    Карбюраторы 21073-1107010 устанавливаются на автомобили ВАЗ-21213 «Нива» рабочим объемом двигателя 1,7 л.
    Карбюраторы 21053-1107010-20 предназначены для автомобилей ИЖ и ВАЗ-2106 с двигателями ВАЗ рабочим объемом 1,6 л, а 21051- 1107010 — поставляются в запасные части к автомобилям ВАЗ-2105, -2104 с двигателем ВАЗ рабочим объемом 1,2 и 1,3 л. Ранее выпускалась модификация 21053-1107010 для автомобиля ВАЗ-2107 с измененными регулировками под двигатель ВАЗ рабочим объемом 1,5 и 1,6 л. Карбюраторы 21053-1107010-62 с автоматическим пусковым устройством были предназначены для установки на экспортные автомобили BA3-21043, -21053, -2107, -21074 и -2121, оснащенные системами улавливания паров топлива и рециркуляции отработавших газов.
    Карбюраторы 21412-1107010*** устанавливались на автомобили «Москвич-21412», укомплектованные двигателем УЗАМ рабочим объемом 1,5 л. Модификация 21412-1107010-30*** была рас­считана на двигатель большего рабочего объема (1,8 л), который не пошел в серийное производство.

    В продаже можно найти и другие версии карбюраторов на базе «Солекс», адаптированные для установки на автомобили ГАЗ. Они выпускаются сторонними предприятиями малыми сериями и могут быть промаркированы как -31029, -3302 и т.п. Поскольку эти модели карбюраторов могут значительно отличаться по тарировочным данным, а серийно на автомобили они не устанавливаются, в книге такие модификации не рассмотрены. Также не представлены варианты «Солекс-спорт» и другие подобные изделия, выпускаемые тюнинговыми фирмами.

    ТАРИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ КАРБЮРАТОРОВ «СОЛЕКС»

    Параметры
    Модели карбюраторов
    2108
    21081
    21083
    21073
    камера
    камера
    камера
    камера
    1
    2
    1
    2
    1
    2
    1

    Диаметр диффузора, мм

    21

    23

    21

    23

    21

    23

    24

    Диаметр смесительной камеры, мм

    32

    32

    32

    32

    32

    32

    32

    Производительность главного топливного жиклера*

    97,5

    97,5

    95

    97,5

    95

    97,5

    107,5

    Производительность главного воздушного жиклера*

    165

    125

    165

    135

    155

    125

    150

    Тип эмульсионной трубки

    23

    ZC

    23

    1C

    23

    ZC

    ZD

    Производительность топливного жиклера холостого хода*

    39-44

    39-44

    39-44

    39-44

    Производительность воздушного жиклера холостого хода*

    170

    170

    170

    140

    Производительность топливного жиклера переходной системы**

    50

    50

    50

    Производительность воздушного жиклера переходной системы**

    120

    120

    120

    Производительность экономайзера мощностных режимов*

    40

    -

    40

    40

    40

    Производительность эконостата*

    60

    70

    70

    Производительность жиклера актюатора главн. дозир. систем

    -

    Диаметр отверстия распылителя ускорительного насоса, мм/100

    35

    40

    35

    40

    35

    40

    45

    Подача топлива ускорительным нососом, см3/10 ходов

    11,5

    11,5

    11,5

    14,5

    Пусковой зазор воздушной заслонки, мм

    3,0

    2,7

    2,5

    3,0

    Пусковой зазор дроссельной заслонки, мм

    0,85

    1,0

    1,1

    1,1

    Маркировка кулачка ускорительного насоса

    7

    4

    7

    4

    Маркировка сектора-привода воздушной заслонки

    6

    6

    6

    6

    Автоматическое пусковое устройство

    Система управления составом смеси