Карбюратор Солекс

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Карбюратор является частью системы питания двигателя автомобиля. Зачастую неисправности других элементов системы могут быть оши­бочно приняты за неисправности карбюратора. Поэтому необходимо иметь представление о том, как устроена система питания, и знать о   ее возможных неисправностях. Например, бесполезно пытаться регулировать карбюратор, если топливо в него поступает с перебоями или не поступает совсем.
Система питания двигателя легкового автомобиля состоит из топливного бака с топливозаборником, топливного насоса, фильтра тонкой очистки топлива, карбюратора, со­единительных металлических трубопроводов и шлангов. В качестве примера на рисунках приведены схемы систем питания автомобилей ВАЗ, на которые устанавливается карбюратор «Солекс».
Топливный бак снабжен пробкой и системой вентиляции. При заполнении бака воздух, вытесняемый топливом, отводится через шланг в заливную горловину и далее в атмосферу. В остальное время за­ливная горловина топливного бака герметично закрыта пробкой. Надтопливное пространство в баке «Жигулей» сообщается с атмосферой через тонкую пластмассовую трубку, а на «Москвиче» — через клапан пробки заливной горловины.
Переднеприводные автомобили ВАЗ, а также «Нива» имеют более сложную систему вентиляции. Пары бензина поступают в сепаратор (расширительный бачок), соединенный с баком шлангом. В бачке они конденсируются на стенках, и по тому же шлангу конденсат стекает назад в топливный бак. Второй шланг с клапаном двойного действия соединяет се­паратор с атмосферой. Клапан пропускает в бак воздух по мере расходования топлива и сбрасывает избыточное давление из бака при повышении температуры окружающего воздуха. Это позволяет уменьшить потери топлива на испарение.

В топливном баке установлен датчик указателя уровня топлива,

система питания автомобиля ВАЗ 2108Система питания автомобилей ВАЗ-2108, -21081, -21083*:
1 - фильтр тонкой очистки топлива; 2 - шланг подвода топлива к топливному насосу; 3 - топливный насос; 4 - заборник подогретого воздуха; 5 - обратный клапан; 6 - шланг сливного топливопровода; 7 - воздухозаборник; 8 - терморегулятор; 9 - воздушный фильтр в сборе; 10 - карбюратор; 11 - сливной топливопровод: 12 - питающий топливопровод: 13 - топливный бак; 14 - датчик уровня топлива и топливозаборник; 15 - шланг сепаратора; 16 - шланг заливной трубы; 17 - заливная труба; 18 - пробка; 19 - сепаратор; 20 - вентиляционный шланг; 21 - клапан двустороннего действия

*Но автомобилях с карбюратором 21083-1107018-62 система питания дополнительно оборудована устройствами улавливания паров топлива с адсорбером и управления составом смеси по сигналом кислородного датчика (см. [I] с. 95).

система питания автомобиля ВАЗ 2110Система питания автомобиля ВАЗ-2110:
1 - воздухозаборник; 2 - воздухопровод; 3 - терморегулятор; 4 - шланг сливного топливопровода; 5 - обратный клапан; 6 - воздушный фильтр в сборе; 7 - карбюратор; 8 - топливный бак; 9 - датчик уровня топлива и топливозоборник; 10 - заливная труба; 11 - пробка; 12 - сепаратор; 13 - вентиляционный шланг сепаратора с клапаном двустороннего действия; 14 - шланг сепаратора; 15 - шланг заливной трубы; 16 - питающий топливопровод: 17 - сливной топливопровод; 1 8 - фильтр тонкой очистки топлива; 19 - шланг подвода топлива к топливному насосу; 20 - топливный насос; 21 - заборник подогретого воздуха.

система питания автомобиля ВАЗ 2105Схема системы питания автомобилей ВАЗ-2105, -2107 с карбюратором «Солекс»:
1 - воздухозаборник; 2 - терморегулятор; 3 - воздушный фильтр в сборе; 4 - патрубок отбора картерных газов; 5 - гофрированный шланг с заборником подогретого воздуха; 6 - тяга управления воздушной заслонкой; 7 - рукоятка управления воздушной заслонкой; 8 - пробка; 9 - шланг вентиляции топливного бака; 10 - топливозоборник с датчиком уровня топлива; 1 1 - топливный бак; 12 - педаль «газа»; 13 - топливопровод; 14, 17- тяги привода дроссельных заслонок; 15 - фильтр тонкой очистки топлива; 16 - топливный насос; 18 - карбюратор.

система питания автомобиля ВАЗ-212131Система питания автомобиле я BA3-21213:
1 - воздухозаборник; 2 - терморегулятор; 3 - воздушный фильтр в сборе; 4 - патрубок отбора картерных газов; 5 - тяга управления воздушной заслонкой; 6 - рукоятка управления воздушной заслонкой; 7 - пробка; 8 - шланг заливной трубы; 9 - шланг венти­ляции сепаратора; 10 - шланги сепаратора; 11 - сепаратор; 12 - топливозаборник с датчиком уровня топлива; 13 - топливный бак; 14 - педаль «газа»; 15 - питающий топливопровод; 16 - сливной топливопровод; 17 - обратный клапан; 18, 21 - тяги привода дроссельных заслонок; 1 9 - фильтр тонкой очистки топлива; 20 - топливный насос; 21 - карбюратор; 23 - гофрированный шланг с заборником подогретого воздуха.

совмещенный с топливозаборником. На трубке топливозаборника закреплен сетчатый фильтр предварительной очистки топлива.
Из бака топливо по питающему топливопроводу попадает в фильтр тонкой очистки. Фильтрующий элемент из специальной бумаги исклю­чает попадание в карбюратор мел­ких частиц грязи, прошедших через сетку топливозаборника. Корпус фильтра неразборный, при загрязнении и определенном пробеге фильтр заменяется.
Из фильтра топливо поступает в топливный насос диафрагменного типа. На автомобилях семейств ВАЗ-2110, «Самара» и «Москвич» привод насоса осуществляется экс­центриком от распределительного вала двигателя, а на «Нивах» и «Жигулях» — эксцентриком вала привода вспомогательных агрегатов. Корпус насоса состоит из двух частей. В верхней части корпуса выполнена емкость, служащая своего рода от­стойником, и установлены клапаны — всасывающий и нагнетательный. Под выпуклой крышкой насоса установлен сетчатый фильтр. Насос имеет три диафрагмы: две верхние, рабочие, и нижнюю, препятствующую попаданию топлива в поддон картера двигателя при повреждении рабочих диафрагм. Производительность насоса намного превышает потребность двигателя в топливе. Избыточное топливо на переднеприводных моделях ВАЗ и на «Ниве», че­рез топливовозвратный штуцер отводятся по сливному топливопроводу обратно в топливный бак. Постоянно циркулирующее топливо охлаждает насос, препятствуя образованию в нем паровых пробок. На сливном топливопроводе установлен обратный клапан, препятствующий вытеканию топлива из бака через карбюратор при опрокидывании автомобиля. В топливовозвратном штуцере выполнен жиклер, который обеспечивает поддержание необходимого давления в топливопроводе между насосом и карбюратором.
Поступление топлива в поплавковую камеру ограничивается игольчатым клапаном. Возрастающее давление топлива может отжимать топливный клапан от седла, и бензин переполнит карбюратор. Чтобы этого не происходило, насос прекращает подачу топлива при определенном давлении (около 0,3 кгс/см2). Это достигается тем, что рабочий ход диафрагмы насоса происходит под действием пружины, размещенной под диафрагмой. Рычаг привода осуществляет только ход всасывания, при котором пружина сжимается. Усилие пружины подобрано таким, чтобы давление топлива над диафрагмой не превышало допустимое. При за­крытом топливном клапане карбюратора диафрагма и шток насоса находятся в нижнем положении, пружина сжата, а привод насоса работает вхолостую. По мере расходования и вытекания топлива через жиклер топливовозвратного штуцера карбюратора диафрагма насоса вместе со штоком поднимается, и привод снова отводит их вниз. При этом в насос поступает очередная порция топлива.

топливный насосТопливный насос:
1 - корпус; 2 - нагнетательный штуцер; 3 - седло нагнетательного клапана; 4 - нагнетательный клапан; 5 - сетчатый фильтр; 6 - крышка насоса; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - болт крепления крышки; 9 - всасывающий штуцер; 10 - всасывающий клапан; 11 - седло всасывающего клапана; 12 - верхняя тарельчатая шайба; 13 - дистанционная прокладка диафрагмы; 14 - ра­бочая (двойная) диафрагма; 15 - предохранительная диафрагма; 16 - рычаг ручного привода; 17 - пружина рычага ручного привода; 18 - пружина штока; 19 - рычаг; 20 — шток; 21 - дистанционная прокладка корпуса с дренажным отверстием.

схема работы топливного насоса

Схема работы насоса:
А - всасывание; Б - нагнетание; 1 - эксцентрик на валу; 2 - толкатель; 3 - диафрагма; 4 - нагнетательный штуцер; 5 - нагнетательный клапан; 6 - всасывающий клапан; 7 - всасывающий штуцер; 8 - шток диафрагмы; 9 - рычаг.

В системе питания автомобилей «Москвич» и «Жигули» сливная магистраль отсутствует. Такая схема проще, но в жаркую погоду из-за отсутствия постоянного потока топлива через насос возможны образование паровых пробок и, как следствие, нарушение подачи топлива в карбюратор. После остановки горячего двигателя бензонасос сильно нагревается, и при отсутствии сливного топливопровода, часть расширившегося от нагрева бензина и его пары могут приоткрыть игольчатый клапан карбюратора. Это ведет к переполнению поплавковой камеры и вытеканию бензина во впускной тракт двигателя. По этой причине возможен затрудненный пуск двигателя в течение следующих 5-20 мин.