Автомобиль DAEWOO NEXIA

    Система питания автомобиля DAEWOO NEXIA

  • Особенности конструкции системы питания автомобиля DAEWOO NEXIA

  • В состав системы питания входят элементы следующих систем:
    - системы подачи топлива, включающей в себя топливный бак 44, электробензонасос 36, трубопроводы 18, 19, 20, 23, 30, шланги 16, 32, топливную рампу с форсунками и регулятором давления топлива. а также топливный фильтр 25;
    - системы воздухоподачи, состоящей из воздушного фильтра, воздухоподающих патрубков, дроссельного узла;
    - системы улавливания паров топлива, включающей себя адсорбер 3 и соединительные трубопроводы 54, 59.

  • Система питания автомобиля DAEWOO NEXIA

  • Функциональное назначение системы подачи топлива - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех режимах работы. Двигатели DONC и SONC оборудованы электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива. В системе распределенного впрыска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены: форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а необходимое в каждый момент работы двигателя количество воздуха подается системой, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода. Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптимальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.
    Управляет системой впрыска топлива и системой зажигания электронный блок управления двигателем, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.
    Основным датчиком для системы впрыска топлива является датчик концентрации кислорода 3 (см. рис. ниже) в отработавших газах (лямбда-зонд). Он установлен в выпускном коллекторе 2 двигателя и совместно с блоком управления двигателем 5 и форсунками 1 образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в двигатель.
    По сигналам датчика концентрации кислорода блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры двигателя в каждый момент времени.
    Зафиксировав отклонение состава от оптимального 1:14 (топливо:воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отработавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси.
    Поскольку датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.
    Особенностью системы управления двигателями A15SMS и F16MF автомобиля DAEWOO NEXIA является наличие, помимо управляющего датчика, второго датчика 7 концентрации кислорода, диагностического, установленного на выходе из нейтрализатора 6 отработавших газов. По составу газов, прошедших через нейтрализатор, он определяет эффективность его работы.
    контур управления составом топливовоздушной смеси
    Рис. Схема контура управления составом топливовоздушной смеси: 1- форсунка; 2- выпускной коллектор; 3- управляющий датчик концентрации кислорода; 4- двигатель; 5- электронный блок управления двигателем; 6- каталитический нейтрализатор отработавших газов; 7- диагностический датчик концентрации кислорода.

     

    Топливный бак сварной, штампованный. Топливный бак установлен под полом кузова в его задней части и закреплен двумя стальными хомутами 2 и 7.
    Топливный бак

    Рис. Топливный бак: 1- топливный фильтр; 2,7- хомуты крепления топливного бака; 3- топливопровод слива топлива из рампы; 4- датчик указателя уровня топлива; 5- наливная труба; 6- топливный бак; 8- подводящий топливопровод.

     

    Чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, топливный бак соединен трубопроводом 8 с адсорбером. для снижения уровня шума на топливный бак наклеена шумоизоляция. Во фланцевое отверстие в верхней части топливного бака устанавливают электрический топливный насос, в такое же отверстие в нижней части - датчик 4 указателя уровня топлива, а в задней части выполнен патрубок для присоединения наливной трубы 5. Из насоса топливо подается в топливный фильтр 1, установленный снизу на основании кузова, и оттуда поступает в топливную рампу двигателя, закрепленную на впускной трубе двигателя. Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу. Излишки топлива через регулятор давления топлива, установленный на заднем конце топливной рампы, сливаются в топливный бак.
    Топливопроводы системы питания комбинированные в виде соединенных между собой стальных трубопроводов и полимерных шлангов.
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
    Запрещается заменять стальные трубопроводы шлангами, медными или алюминиевыми трубками, так как только стальные трубопроводы удовлетворяют условиям работы при повышенных вибрациях и давлении.
    Шланги системы питания изготовлены по особой технологии из маслобензостойких материалов. Применение шлангов, отличающихся по конструкции от рекомендованных, может привести к отказу системы питания, а в некоторых случаях и к пожару.
    Топливный насос погружного типа с электроприводом, роторного типа, с фильтром грубой очистки топлива. Топливный насос обеспечивает подачу топлива и установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, так как топливо подается под давлением, а не под действием разрежения. Топливный насос обеспечивает подачу топлива из топливного бака через магистральный топливный фильтр в рампу форсунок под давлением более 284 кПа. Топливный насос неразборной конструкции ремонту не подлежит. При выходе из строя должен быть заменен.
    Топливный фильтр тонкой очистки - полнопоточный, закреплен хомутом на основании кузова в его задней части с правой стороны. Топливный фильтр неразборный, с бумажным фильтрующим элементом в стальном корпусе.
    Топливная рампа форсунок - пустотелая трубчатая деталь с отверстиями для установки форсунок, регулятора давления топлива и штуцера для присоединения топливопровода высокого давления.
    Форсунки прикреплены к рампе, от которой к ним подается топливо, а своими распылителями они входят в отверстие впускной трубы.
    Форсунка предназначена для дозированного впрыска топлива в цилиндры двигателя и представляет собой высокоточный электромеханический клапан.
    Регулятор давления топлива установлен на топливной рампе и поддерживает постоянное давление топлива в центральном канале рампы на всех режимах работы двигателя. Регулирование давления топлива, подаваемого в форсунки, основано на принципе слежения за значением перепада давления в рампе и впускной трубе, которое при любых условиях должно составлять 300 кПа (0,3 кгс/см3). Подача электрического топливного насоса больше, чем необходимо для обеспечения работоспособности системы. Поэтому при работе двигателя часть топлива с помощью регулятора давления постоянно сливается в топливный бак. В зависимости от разрежения во впускной трубе регулятор давления уменьшает или увеличивает слив излишнего топлива, поддерживая постоянное давление в рампе.

     

    Снижение давления в системе питания
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В системе питания инжекторного двигателя давление составляет 300 кПа (3 кгс/см2), поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки. Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания. Через 2 - 3 часа после остановки двигателя давление в системе упадет практически до нуля.
    Включите нейтральную передачу и затормозите автомобиль стояночным тормозом.
    С левой стороны панели приборов снимите крышку, закрывающую блок предохранителей и реле.
    Извлеките реле электробензонасоса из блока.
    Пустите двигатель и дайте ему поработать до полной выработки топлива из рампы форсунок. После этого двигатель заглохнет.
    Включите стартер примерно на 3 с для выравнивания давления в трубопроводе.
    Установите реле и крышку блока предохранителей и реле в порядке, обратном снятию.

     

    Проверка давления в системе питания двигателя DAEWOO NEXIA
    Основным показателем для определения исправности системы питания двигателя является давление топлива в топливной рампе.
    При недостаточном давлении топлива возможны следующие неисправности:
    неустойчивая работа двигателя;
    остановка двигателя на холостом ходу;
    повышенная или пониженная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;
    недостаточная приемистость автомобиля (двигатель не развивает полной мощности);
    рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля.
    Для начала проверьте надежность электрических контактов в колодках жгутов проводов узлов системы впрыска, отвечающих за подачу топлива (топливный насос, форсунки).
    Проверить давление топлива в системе питания можно только манометром со шлангом и переходником для подключения к топливной рампе:
    Включите зажигание и прислушайтесь - вы должны услышать звук работы электробензонасоса в течение нескольких секунд. Если звук работы электробензонасоса не слышен, проверьте электрическую цепь питания насоса. (Примечание: если вы включали зажигание три раза без попытки пуска двигателя и в очередной раз электробензонасос не начал работать, это не является признаком неисправности. Он включится одновременно с началом пуска двигателя стартером.)
    Снизьте давление в системе питания  (См. "Снижение давление топлива в системе питания").
     
    Нажмите на фиксаторы наконечника топливного шланга и отсоедините топливный шланг от штуцера топливной рампы.
    Для проверки давления топлива подключите в разрыв между топливным шлангом и штуцером топливной рампы специальный манометр с пределом измерений не менее 500 кПа (5 кгс/см2).
    Установите на место реле топливного насоса, снятое при снижении давления топлива, и пустите двигатель. При работающем на холостом ходу двигателе давление в трубопроводе должно быть около 300 кПа (3,0 кгс/см2). Возможны следующие причины снижения давления топлива: неисправен регулятор давления топлива, засорен фильтр тонкой очистки топлива или фильтр топливоприемника, неисправен топливный насос.
    Остановите двигатель и снизьте давление в системе питания (см."Снижение давления топлива в системе питания")
    Отсоедините манометр от топливного шланга и штуцера топливной рампы.
    Подсоедините топливный шланг к штуцеру топливной рампы.
    Воздушный фильтр установлен в передней правой части моторного отсека на трех опорах. Фильтрующий элемент бумажный, плоский, с большой площадью фильтрующей поверхности. Воздушный фильтр соединен резиновыми гофрированными воздухоподающими патрубками с дроссельным узлом, глушителем шума впуска и пластмассовым воздуховодом.
    Дроссельный узел, представляющий собой простейшее регулирующее устройство, служит для изменения количества основного воздуха, подаваемого во впускную систему двигателя. Установлен на входном фланце ресивера впускной трубы.В воздушном фильтре нет устройства сезонной регулировки, поэтому дроссельный узел оборудован системой подогрева, предотвращающей обледенение дроссельной заслонки в холодное время года и соединенной шлангами с системой охлаждения двигателя.
    В процессе эксплуатации дроссельный узел не требует обслуживания и регулировки, следите лишь за плотностью затяжки болтов его крепления и червячных хомутов шлангов.
    Регулятор холостого хода поддерживает заданную частоту вращения холостого хода двигателя при полностью закрытой дроссельной заслонке во время его пуска, прогрева и при изменении нагрузки при включении вспомогательного оборудования.
    Впускная труба двигателя DONC (F16MF) оснащена системой изменения длины впускного тракта, которая позволяет развивать повышенную мощность при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя (минимальная длина впускного тракта) и максимальный крутящий момент в диапазоне низких и средних частот вращения (увеличенная длина впускного тракта). Изменение длины осуществляется по сигналу блока управления двигателем поворотом заслонки внутри впускной трубы с помощью пневмокамеры, которая подключена к вакуумной системе двигателя через электромагнитный клапан.
    Система улавливания паров топлива предотвращает выход из системы питания в атмосферу паров топлива. В системе применен метод поглощения паров угольным адсорбером. Он установлен в моторном отсеке и соединен трубопроводами с топливным баком и дроссельным узлом.

     

    Замена топливного фильтра автомобиля DAEWOO NEXIA
    Топливный фильтр автомобиля DAEWOO NEXIA заменяют в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя через 40 000 км пробега или 2 года. Однако с учетом опыта эксплуатации автомобилей DAEWOO NEXIA в российских условиях рекомендуется заменять топливный фильтр через каждые 10 000 км пробега. Рывки при движении автомобиля сначала на высоких, а затем и на пониженных скоростях с большой вероятностью свидетельствуют о засорении топливного фильтра.
    Топливный фильтр автомобиля DAEWOO NEXIA установлен снизу на основании кузова (в его правой задней части) рядом с топливным баком, поэтому работать по замене топливного фильтра удобнее на подъемнике или смотровой канаве.
    Для замены топливного фильтра автомобиля DAEWOO NEXIA вам потребуются: ключи "на 13", "на 14", "на 16", "на 21".
    1. Снизьте давление в системе подачи топлива (см. выше "Снижение давления в системе питания").

    2. Удерживая ключом штуцер топливного фильтра, вторым ключом отверните гайку крепления наконечника топливной трубки.
    3. Аналогично отверните гайку наконечника второй трубки.
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
    Подставьте под наконечники емкость для сбора вытекающего бензина.

    4. Удерживая одним ключом стяжной болт хомута крепления топливного фильтра, вторым ключом отверните гайку, снимите шайбу и выньте болт из отверстия хомута.
    5. Отсоедините от топливного фильтра топливные трубки вместе с уплотнительными резиновыми кольцами.

    6. Немного отогните хомут и извлеките из него топливный фильтр.

    7. Установите новый топливный фильтр в порядке, обратном снятию, таким образом, чтобы надпись "IN" (показана стрелкой) на его торце была расположена со стороны трубки подвода топлива к топливному фильтру. Причем сначала от руки наживите гайки наконечников трубок, установите стяжной болт хомута, затяните его гайку и только после этого окончательно затяните гайки наконечников.
    ПРИМЕЧАНИЯ:
    На аналогичных топливных фильтрах других производителей вместо надписи "IN" может быть нанесена стрелка на цилиндрическую часть корпуса топливного фильтра, указывающая направление потока топлива.
    Топливные трубки в соединении с топливным фильтром уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами. Проверьте кольца на наличие порезов, следов потертостей и при необходимости замените их.
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
    После установки топливного фильтра обязательно проверьте при работающем двигателе соединения топливного фильтра с топливоподводящими трубками на наличие утечек бензина и при необходимости подтяните гайки крепления топливных трубок к корпусу топливного фильтра. Если утечки из соединений не будут устранены, замените уплотнительные резиновые кольца наконечников топливных трубок.

     

    Замена топливного насоса автомобиля DAEWOO NEXIA
    Если падает мощность двигателя, слышен повышенный шум или периодические "подвывания" при работе топливного насоса, то, скорее всего, топливный насос вышел из строя.
    Предварительно проверьте давление в системе подачи топлива в следующем порядке.
    1. Проверьте исправность регулятора давления топлива ( см. выше "Проверка давления в системе питания двигателя")
    2. Если давление в системе меньше 250 кПа ( 2,5 кгс/см2), замените топливный фильтр (см. выше "Замена топливного фильтра").
    3. Если это не поможет, снимите насос и промойте сетку топливоприемника. Если и в этом случае давление не возрастет, топливный насос необходимо заменить.
    Для замены топливного насоса вам потребуются: ключ "на 8" (удобнее торцовый), отвертка с плоским лезвием, пассатижи.
    1. Снизьте давление в системе питания (см. выше "Снижение давления в системе питания").
    2. Отсоедините провод от клеммы "минус" аккумуляторной батареи.
    3. Снимите подушку заднего сиденья.

    4. Приподнимите вырезанную часть коврика пола багажника над люком в основании кузова и снимите пластмассовую заглушку люка.

    5. Отсоедините колодку жгута проводов топливного насоса.

    6. Выверните шесть болтов крепления насоса к фланцу топливного бака.

    7. Ослабьте хомут крепления топливного шланга к штуцеру насоса, сдвиньте хомут со шланга на штуцер и отсоедините шланг.
    8. Снимите хомут со штуцера.

    9. Извлеките из бака топливный насос вместе с уплотнительной резиновой прокладкой.
    ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательно замените прокладку, если она надорвана или сильно обжата.

    10. Отведите в сторону фиксатор кронштейна и снимите с корпуса топливного насоса резиновый демпфер.

    11. Снимите с топливного насоса фильтр топливоприемника.

    12. Отсоедините от топливного насоса колодку жгута проводов.

    13. Ослабьте хомут крепления шланга, сжав пассатижами его отогнутые ушки, сдвиньте хомут по шлангу и отсоедините от шланга топливный насос.
    14. Соберите и установите топливный насос в порядке, обратном разборке и снятию. Болты крепления фланца кронштейна топливного насоса к топливному баку затягивайте равномерно крест-на-крест без чрезмерных усилий.

     

    Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра автомобиля DAEWOO NEXIA
    Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра автомобиля DAEWOO NEXIA регламентирована - через каждые 30 000 км пробега.
    ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ:
    Периодически, между заменами вынимайте фильтрующий элемент воздушного фильтра и очищайте его от пыли, энергично встряхивая или продувая сжатым воздухом в направлении, обратном движению воздуха при работе двигателя.
    Для замены фильтрующего элемента воздушного фильтра вам потребуется отвертка.

    1. Отожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры всасываемого воздуха (если датчик установлен на крышке фильтра).


    2. Ослабьте хомут крепления к воздушному фильтру воздухоподводящего рукава и отсоедините рукав от патрубка фильтра.
      

    3. Отстегните четыре пружинные защелки крепления крышки воздушного фильтра, снимите крышку.

    4. Извлеките из корпуса фильтра фильтрующий элемент.

    5. Если необходимо, удалите пыль и грязь из корпуса воздушного фильтра.
    6. Установите в корпус новый фильтрующий элемент.
    7. Установите крышку воздушного фильтра и закрепите ее пружинными защелками.