Руководство Sens и Lanos 1,4i

  • 6.7. ДИАГНОСТИКА ГЕНЕРАТОРА Sens и Lanos 1,4i

  • О том, что с генератором не всё в порядке, в первую очередь сигнализирует контрольная лампа зарядки АКБ. Если она горит при работающем двигателе, значит, генератор не выдаёт зарядный ток. В таких случаях причиной неисправности, чаще всего, является износ щёток агрегата (они прекращают плотно прижиматься к контактным кольцам) или самих колец. Лампа может продолжать светиться и в случае перегорания электронного регулятора напряжения, выпрямительных и/или вспомогательных диодов. «Грубо» проверить исправность генератора можно, включив фары и запустив двигаггель. Если при увеличении оборотов они не начинают гореть ярче, это свидетельствует о том, что генератор не «выдаёт» электроэнергию.
    Более точную диагностику проводят с использованием вольтметра, подсоединённого к клеммам АКБ при работающем двигателе. На оборотах холостого хода прибор должен зарегистрировать напряжение 13,6-14,8 В. Показания, отличающиеся более чем на 1 В (например, 12,5 В или 16 В), свидетельствуют о неисправности генератора (и/ил и регулятора напряжения).
    Следует отметить, что горящая контрольная лампа зарядки АКБ порой сигнализирует о других неполадках в машине, в то время как сам генератор может быть исправным. Например, ремень привода генератора со временем изнашивается и, если его не подтягивать, начинает проскальзывать на шкивах. В результате обороты генератора падают, а его энергоотдача снижается. Такая же картина может наблюдаться, если изношены шкивы агрегата (в этом случае ре­мень «проваливается» в изношенные шкивы, что может привести к его обрыву).

    Проверка катушки возбуждения ротора
    Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения со щёткодержателем.
    Зачистив, при необходимости, контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверить наличие/отсутствие обрывов в обмотке возбуждения:
    - проверить отсутствие короткого замыкания на «массу» обмотки возбуждения (подсоединись щупы омметра к корпусу ротора и поочередно к контактным кольцам: - измеренное сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности);
    - если сопротивление не соответствует этим значениям, ротор подлежит замене;
    - измерить сопротивление обмотки (сопротивление должно быть - 1,7 - 23 Ом при температуре 20 °С);
    - если сопротивление не соответствует значениям 1,7—23 Ом, ротор подлежит замене.

    Проверка статора
    Проверяется после разборки генератора на отсутствие обрывов и короткого замыкания на «массу» обмотки:
    - омметром поочередно измерить сопротивление между всеми выводами обмоток;
    - если измеренное сопротивление очень большое (стремиться к бесконечности), статор подлежит замене;
    - подсоединить омметр к корпусу статора и поочередно измерить сопротивление каждой из обмоток;
    - измеренное сопротивление должно быть очень большим (стремиться к бесконечности);
    - если сопротивление не соответствует этим значениям, статор подлежит замене.
    Изоляция проводов должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока. Статор с такими следами подлежит замене.

    Проверка диодов выпрямительного блока
    Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный - может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
    При исправных диодах выпрямительного блока в положении I переключателя лампа должна гореть, а в положении И - гореть не должна. Если в обоих положениях переключателя лампа горит — это указывает на неисправность диодов выпрямительного блока. Такой блок подлежит замене.

  • Схема проверки выпрямительного блока генератора Схема проверки выпрямительного блока генератора
    Рис. 6.12. Схема проверки выпрямительного блока генератора:
    G1 - аккумуляторная батарея; HL - контрольная лампа.
  • Проверка регулятора напряжения:
    В генераторе имеется регулятор напряжения, который представляет собой неразборный нерегулируемый узел, припаянный к щёткам генератора.
    Работа регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
    Проверка на автомобиле (для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15...30 В, класса точности не ниже 1,0):

    - после 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах замерить напряжение между клеммой «+» и массой генератора (напряжение должно находиться в пределах 14 ± 0,3 В);
    - в случае, если напряжение меньше (недозаряд) или больше (перезаряд) - регулятор напряжения подлежит замене.
  • Проверка снятого регулятора
    - между щётками генератора подсоединить лампу мощностью 1...5 Вт, 12 В;
    - присоединить источник питания (сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15...16 В): «+» на клемму «L» и вывод «ВАТ» регулятора напря­жения, а «-» на второй вывод регулятора;
    | Внимание! В отверстие второго вывода регулятора рекомендуется вставить винт и затянуть ганку» чтобы обеспечить контакт между выводами регулятора и щетки!

  • - если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором - гаснуть;
    - если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то в регуляторе имеется обрыв.