Руководство Sens и Lanos 1,4i

    6.3. ГЕНЕРАТОР Sens и Lanos 1,4i

    Генератор - это электрическая машина, предназначенная для преобразования части механической энергии двигателя в электрическую с целью обеспечения работы потребителей электроэнергии автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи.
    На автомобилях «Sens» l,3i и «Lanos» l,4i установлен генератор 97.3701 (рис. 6,4).

    Генератор 97.3701 (или его модификация 971.3701) трехфазный синхронный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением. Обмотки статора генератора соединены в двойную звезду. Для выпрямления переменного тока в генератор встроен выпрямительный блок БПВ 76-80-02, собранный по мостовой схеме с тремя дополнительными диодами для питания обмотки возбуждения и подключения лампы контроля.

    Генератор 97.3701

    Рис. 6.4. Генератор 97.3701

    Детали генератора

    Рис. 6.5. Детали генератора 97.3701:
    1 - задняя крышка в сборе с подшипником; 2 - щеточный узел в сборе с регулятором напряжения и конденсатором; 3 - гайка и шайбы крепления регулятора напряжения; 4 - стягивающие болты крышек генератора; 5 - болты крепления регулятора напряжения; 6 - шкив генератора; 7 - гайка крепления шкива; Я - шайба гайки крепления шкива; 9 - втулка заднего подшипника; 10 - пластмассовая крышка генератора; 11 - передняя крышка генератора в сборе с выпрямительным блоком и статором; 12 ротор генератора в сборе с передним подшипником.

    Техническая характеристика генератора 97.3701

    Направление вращения

    правое (со стороны привода)

    Номинальное напряжение, В

    14

    Максимальный ток нагрузки, А

    65

    Максимальная частота вращения ротора, мин. '1 (об./мнн.), не более

    14000

    Пределы регулируемого напряжения. В

    14,0±03

    Сопротивление обмотки возбуждения нри 20 ± 5°С. Ом

    2,5 ±0,2

    Масса генератора, кг

    4.5

    Щеткодержатель конструкгивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).
    Регулятор напряжения неразборный, и при выходе из строя заменяется вместе со щеткодержателем.
    Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания используется конденсатор 2,2 мкф, расположенный в щеточном узле.
    Г енератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля.
    «Минус» корпус генератора. Генератор имеет два вывода «+» и «Д» для подключения к электросети автомобиля и гнезда «~», «Ш» и «В» для диагностики генератора.
    На Херсонском электромашиностроительном заводе в 1995 году начат серийный выпуск генератора 97.3701. Эти генераторы конструктивно отличаются от большинства применяемых в странах СНГ автомобильных генераторов. Основное конструктивное отличие генератора 97.3701 состоит в том, что контактные кольца и шетки вынесены из внутренней зоны, а вентиляторы системы охлаждения обмоток встроены внутри разборного корпуса с двух сторон ротора. Это решение позволяет значительно повысить мощность генератора при снижении его веса.
    В генераторе, кроме 6 силовых диодов, на выпрямительном блоке имеются 3 дополнительных диода, питающих, отдельно от основных, обмотку возбуждения генератора.
    По присоединительным размерам генераторы семейства 97.3701 выпускаются в нескольких модификациях, в том числе и с однолапным креплением для некоторых иномарок (табл. 6.7).

    Диагностика и ремонт проводится, как правило, на снятом с автомобиля генераторе.

    Применяемость генераторов семейства 97.3701 на легковых автомобилях

    Генератор
    Расстояние между лапками
    Взаимо заменяемый генератор
    Автомобиль

    97.3701

    60

    583.3701

    «Таврия»,
    «Славута»

    971.3701

    60

    Г221, Г222,37,3701

    Все ВАЗ и ЗАЗ-1102 до 1992 г.

    971.3701

    60

    58.3701

    «Москвич»
    2140,2141

    973.3701

    70

    32.3701

    ЗИЛ-130

    9731.3701

    Г250-Г2

    ГАЗ-5.1

    9732.3701

    70

    16.3701

    ГАЗ-24. -3102, УАЗ

    975.370!

    Однолапный

    «Бош», «Рено» и др.

    Иномарки

    Схема соединения генератора 97.3701 в общую схему автомобиля

    Рис. 6.6. Схема соединения генератора 97.3701 в общую схему автомобиля:
    G1 - аккумуляторная батарея; G2 интегральный регулятор напряжения; D - клемма генератора; S - замок зажигания; RI и R2 - потребители электроэнергии; R5! Ом - сопротивление; HL - контрольная лампа заряда; С - конденсатор.

    Схема соединений дли проверки генератора 97.3701

    Рис. 6.7. Схема соединений дли проверки генератора 97.3701:
    G1 - аккумуляторная батарея; G2 - интегральный регулятор напряжения; С - конденсатор; Ql, Q2, Q3 - выключатели; PV - вольтметр; РА - амперметр; D - клемма генератора; S — замок зажигання; RI и R2 - потребители электроэнергии; R51 Ом - сопротивление: HL- контрольная лампа заряда.