Руководство Sens и Lanos 1,4i

    4.2. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ Sens и Lanos 1,4i

    Коробка передач это редуктор, позволяющий ступенчато изменять соотношение скоростей вращения входного и выходною вала (передаточное отношение) в процессе управления автомобилем.
    На автомобилях «Sens» l,3i и «Lanos» l,4i установлены механические пятиступенчатые коробки передач с пятью передачами переднего хода и одной заднего с синхронизаторами на передачах переднего хода. Коробки передач выполнены в одном картере с главной передачей и объединены с дифференциалом.
    Все шестерни коробки передач, кроме шестерни заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой, второй, третьей четвертой и пятой передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни главной передачи.
    Ведущая, промежуточная и ведомая шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются посредством муфт и синхронизаторов.
    Муфты перемещаются при помощи вилок переключения. закрепленных на штоках.
    Коробка передач автомобиля «Sens» - «Таврическая» но не стандартная, а так называемая «горная колумбийская» В свое время МеМЗ разработал ее для машин экспортируемых в Колумбию, чтобы те могли преодолевать горные кручи. Передаточное отношение главной пары здесь 4,13 против 3,875 у «Таврии». Для «Сенса» с его сравнительно большой массой (снаряженная - 1010 кг) такое передаточное отношение предпочтительнее.


    Таблица 4.3. Передаточные отношения коробки передач авгомобиля «Sens» 1,31

    Передача

    Передаточное отношение

    Первая

    3,454

    Вторая

    2,056

    Третья

    1,333

    Четвертая

    0.969

    Пятая

    0,828

    Заднею хода

    3,358

    Главная передача

    4,13

    В коробку передач автомобиля «Sens» залито трансмиссионное масло с классом вязкости по классификации SAE: 75W90, 80W90 или 85W90 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: GL-4, GL-5. Обслуживание коробки передач заключается в регулярной проверке уровня и замене масла. Замена масла производится после 45 тыс. км пробега (при использовании масла ТАД-17, ТСп-15к или Тап-15В замену производить через 30 т ыс. км).

    Коробка передач корейского производства автомо­биля «Lanos» l,4i аналогична коробке передан автомобиля «Lanos» l,5i. Для установки коробки передач на двигатель MeM3-317 применен переходной фланец - плита.
    В коробку передач автомобиля «Lanos» l,4i залито трансмиссионное масло с классом вязкости по классификации SAE: 75W90, 80W90 или 85W90 и уровнем эксплуатационных свойств по классификации API: GL-4, GL-5. Масло залито на весь срок службы коробки и не заменяется (рекомендуется заменять масло при ремонте коробки передач или замене сцепления). Обслуживание коробки передач заключается в регулярной проверке уровня масла, к падению которого агрегат очень чувствителен.

    Передаточные отношения коробки передач автомобиля «Lanos» l,4i.

    Передача

    Передаточное отношение

    Первая

    3,55

    Вторая

    1,95

    Третья

    1,28

    Четвертая

    0,89

    Пятая

    0,71

    Заднего хода

    3,33

    Главная передача

    4,19

    Таблица 4.5. Основные неисправности коробки передач, их причины н способы устранения

    Перечень возможных неисправнностей

    Метод устранения

    Шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает при выключения сцепления)

    Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

    Проверить уровень, и, при необходимости, долить масло

    Попадание воды в масло (например, при проезде глубокой лужи) масло становится белесого цвета

    Заменить масло

    Износ или повреждение подшипников, зубьев шесгерен

    Заменить изношенные детали

    Передачи включаются с трудим, посторонние шумы отсутствуют

    Выход из строя пластмассовых деталей привода управления

    Заменить изношенные детали

    Нарушение регулировки привода

    Отрегулировать привод

    Поломка пружины механизма переключения передач

    Заменить пружину

    Деформация тяги привода механизма переключения передач

    Заменить тягу

    Ослабление креплении рычага штока выбора передач

    Затянуть болты (можно нанести на них герметик)

    Не полностью выключается сцепление

    См. «Неисправности сцепления»

    С амопроизвольное выключение передач

    Повреждение или износ синхронизаторов

    Заменить изношенные детали

    Нарушение регулировки привода

    Отрегулировать привод

    Ослабление пружины в механизме переключения передач

    Заменить пружину

    Разрушение опор двигателя

    Заменить опоры

    Шум или треск при включении передачи

    Не полностью выключается сцепление

    См. «Неисправности сцепления»

    Повреждение подшипников коробки передач

    Заменить изношенные детали

    Износ кольца синхронизатора

    Заменить кольцо

    Отсутствие масла в коробке передач

    Проверить уровень, и, при необходимости, долить масло. Про­дуть сапун

    Шум (гул) при движении автомобиля

    Повреждение подшипников коробки передач

    Заменить изношенные детали

    Не включается передача заднего хода

    Неисправность соленоида

    Заменить соленоид

    Неисправность цепи питания соленоида

    Устранить неисправность (временно можно подать питание напрямую от аккумулятора)

    Утечка масла

    Износ сальников коробки передач

    Заменить изношенные сальники. Продуть сапун

    Большой люфт первичного вала коробки передач

    Проверить состояние подшипников вала, Проверить затяжку тайки и. при необходимости, подтянуть

    Ослабло крепление картера сцепления или коробки передач

    Подтянуть крепление

    Что такое передаточное число КПП и главной передачи?

    Передаточное число - это не что иное, как отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей (КПП или редуктора). На практике это выглядит следующим образом. Если одна (ведомая) шестерня имеет 60 зубьев, а другая (ведущая) - 30, то передаточное число данной пары равно 2 (60:30).
    Передаточное число одна из основных характеристик зубчатых передач, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя на привод какого-либо другого устройства (узла). При этом данный механизм позволяет увеличивать или уменьшать величину передаваемого момента. Например, изменяя число зубцов на обеих шестернях, можно увеличивать или уменьшать передаваемый от двигателя к «потребителю» крутящий момент. В обычных автомобилях момент, передаваемый от двигателя внутреннего сгорания к ведущим колесам через КПП (кроме 4-й, 5-й передач) и редуктор ведущего моста, увеличивается. Во многих внедорожниках величину передаваемого момента дополнительно изменяет раздаточная коробка с пониженным рядом передач.
    Величина передаточного числа в КПП и редукторе влияет на такие характеристики, как разгонная динамика и максимальная скорость автомобиля. Применительно к пеням КПП с разными передаточными числами это выглядит так: чем больше данное число, тем «короче» и тягоовитее» передача, то есть мотор при разгоне быстрее раскручивается до максимальных оборотов, а машина интенсивнее ускоряется. Правда, при этом снижается максимальная скорость на данной передаче. Следовательно. возникает необходимость в более частом переключении.

    На разгонную динамнку в такой же степени влияет и передаточное число главной пары редуктора, чем оно выше, тем автомобиль динамичнее, лучше тянет на всех передачах, но максимальная скорость при этом ниже. Уменьшая передаточное число, повышают максимальную скорость (если у двигателя есть так называемый запас мощности), но проигрывают в разгонной динамике авто. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 вместо 3,9 делает автомобиль более динамичным, но менее скоростным.
    Стоит отметить, что передаточные числа трансмиссии подбираются в зависимости от мощностных и моментных характеристик двигателя, размера колес, возможностей тормозной системы, а если автомобиль тюнингуют, учитываются еще и пожелания автовладельца.

    Фиксирование полуосей автомобиля

    Рис.4.2. Фиксирование полуосей автомобиля.