Руководство Sens и Lanos 1,4i

    3.2.12. СБОРКА ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ Sens и Lanos 1,4i

    Сборка и установка головки блока цилиндров проводится в последовательности, обратной разборке.
    Перед сборкой головки блока цилиндров нужно металлической щеткой удалить нагар с поверхности камер сгорания, промыть головку блока цилиндров керосином и продуть масляные каналы сжатым воздухом. Перед установкой клапанов нужно очистить их от нагара и нанести на стержни клапанов тонкий слой моторного масла.
    Очистить привалочные поверхности блока цилиндров, головки и выпускного патрубка от остатков старых прокладок, грязи и масла. Удалить из резьбовых отверстий блока цилиндров под винты крепления головки масло и охлаждающую жидкость.
    | Внимание! Повторное использование прокладки головки блока цилиндров не допускается!

    Головка блока цилиндров с новой прокладкой устанавливается по двум центрирующим втулкам. Затем устанавливаются и затягиваются болты крепления головки блока цилиндров.
    Затяжка крепежных болтов - очень ответственная операция! Ее нужно делать, строго соблюдая порядок и чомент затяжки.
    На современных моторах регламентируется вытяжка болтов.
    Болты надо затягивать на холодном двигателе в несколько этапов по следующей схеме (рис. 3.39):

    - первый этап - затянуть болты моментом 44,1-53,9 Н м (4,41-5,39 кге м) (выбрать слабину);
  • - второй зтап затянуть болты моментом 74,5-84,3 Н м (7,45- 8,43 кге-м).
    В результате закон затяжки болты работают в режиме текучести материала, головка прижимается к блоку более равномерно и в дальнейшем не нуждается в подтяжке.
    | Внимание! Цифры моментов затяжки болтов головки блока цилиндров действительны при использовании прокладок головки блока цилиндров 317.1003020 (двигатель МеМЭ-317 (1,4 i)), или 301,1003020 или 301.1003020-04 (двигатель MeM3-307 (U i))! При использовании прокладок головки блока цилиндров других производителей, моменты затяжки могут отличаться (каждый производитель указывает их на упаковке прокладки)!
    | Внимание! Болты крепления головки к блоку подлежат обязательной замене! Повторно применять их допустимо лишь в редких случаях, если остаточное удлинение не превысило критическою значения. Для 8 - клапанных двигателей ЗАЗ длина стержни болта не должна превышать 98,8 (длина нового болта 98±0,435 мм)!
    | Внимание! Чтобы прокладки впускного, выпускного коллекторов (их, желательно, заменить на новые) и головки цилиндров не прикипали, перед установкой их нужно покрыть графитовым порошком!
  • Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
    Рис, 3.39. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров:
    1 - маховик; 2 - ведомый шкив коленвала.
  • По какой причине может покоробиться головка блока цилиндров? И можно ли се отремонтировать?

    Обычно головка блока коробится от перегрева (перегрев может произойти при высоких тепловых нагрузках двигателя - езда с использованием мощности, близкой к максимальной, - в спортивном стиле, на высоких скоростях, по тяжелым трассам с песчаными, грязевыми участками, крутыми подъемами и т.д). Но это бывает и при перетяжке крепежных болтов.

    Нередко присутствуют оба фактора (особенно если «мастер» хочет уклониться от серьезного и недешевого ремонта головки и, заменив прокладку, просто тянет болты «насмерть»).
    Прогиб привалочной плоскости до 0,3 мм (в зоне второго н третьего цилиндров) исправить не очень сложно: ее фрезеруют, седла клапанов перешлифовывают. Небольшой разброс степени сжатия по цилиндрам и ее увеличение легко отслеживаются системой впрыска, и она корректирует углы опережения зажигания.
    При более серьезной деформации фрезеровка плоскости головки и шлифовка седел проблемы не решают. Нужно восстанавливать опоры распредвала, уравнивать объемы камер сгорания (сложная операция!), спрессовывать головку. В этом случае выгодней заменить головку новой.