Руководство Sens и Lanos 1,4i

    3.1.2. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ Sens и Lanos 1,4i

    Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Механизм состоит из цилиндра, головки цилиндра, поршня с поршневыми кольцами и поршневым пальцем, шатуна, коленчатого вала и маховика. Таких механизмов в двигателе четыре и работают они в определенной последовательности. Детали кривошипно-шатунного механизма показаны на рис. 3.2.
    Шатуны в двигателе стальные и обрабатываются вместе с крышками. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
    По диаметру отверстия во втулке под поршневой палец (с шагом 0,004 мм) и массе шатуны подразделяются на три группы. Цвет группы (красный, желтый и зеленый) наносится на крышке шатуна.
    | Внимание! Все шатуны двигателя должны быть одной группы по массе!

    Чтобы при сборке не перепутать крышки шатунов, на шатуне и соответствующей ему крышке наносится номер цилиндра. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.
    В нижней головке шатуна устанавливаются взаимозаменяемые алюминиевые вкладыши, которые удерживаются от проворачивания выступами, входящими в пазы шатуна. Зазор между шатунными шейками колен­вала и вкладышами шатуна равен 0,030-0,076 мм.
    Поршневой палец изготовлен из стали, плавающего типа (т.е. свободно вращается в бобышках поршня) и зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. По наружному диаметру пальцы разбиты на три класса (через 0,004 мм):
    - красная метка (наименьшего диаметра);
    - зеленая метка;
    - желтая метка.

    Шатуны двигателей MeM3-317 (1,4 i) и МеМЗ- 307 (1,3 i) одинаковы (обозначение по катсиюгу 245.1004045)!
    Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка кольца имеет сверления выходящие в бобышки, по которым масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает к поршневому пальцу.
    ! Внимание! Отверстие под палец смещено на 1,5 мм от диаметральной плоскости поршня! Поэтому устанавливать поршень нуж­но так, чтобы стрелка (она выбита на днище поршня) была направлена в сторону шкива привода генератора.
    Поршни по наружному диаметру подразделяются на пять классов (маркировка класса нанесена на днище): А, Б, В, Г и Д.
    В запасные части поставляются ремонтные поршни классов А, Б, В, Г и Д. У ремонтных поршней с увели­ченным диаметром юбки на днище нанесено увеличение диаметра (+0,25 и +0,5),
    При первой смене поршней в изношенный цилиндр без расточки рекомендуется устанавливать поршни нормального размера группы «Д».
    Внимание! Для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма порш­ни одного двигателя подбирают по массе. Поршни, различающиеся по массе на 5 г, сортируются на три группы. Группам соответствует маркировка на днише поршня. На двигателе все поршни должны быть одной группы!
    Поршни двигателя MeM3-317 (1,4 i) (обозначение по каталогу 317.1004015) отличаются от поршней двигателя MeM3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу 307.1004015) размерами и не взаимозаменяемы!

    Детали шатунно-поршневой группы

    Рис. 3.3. Детали шатунно-поршневой группы:
    1 - комплект поршневых колец; 2 - болт шалуна; 3 - гайка крепления крышки шатуна; 4 - комплект шатунных вкладышей: 5 - крышка шатуна; 6 - шатун; 7 - стопорное кольцо; 8 - поршневой палец; 9 - поршень.

    Размеры ремонтных поршней и цилиндров двигателя МеМ'3-307 (13 i) после расточки

    Категория ремонтного размера

    Диаметр юбки поршней (ремонтного размера), мм

    Диаметр цилиндра после расточки, мм

    Зязор, мм

    1

    75,20-75,2!

    75,25-75,26

    0.04-0,06

    75,21-75,22

    75,26-75,27

    75,22-75.23

    75,27-75,28

    75,23-75,24

    75,28-75,29

    75,24-75,25

    75,29-75,30

    2

    75,45-75,46

    75,50-75.51

    75,46-75,47

    75,51-75,52

    75.47-75,48

    75,52-75.53

    75,48-75,49

    75,53-75,54

    75,49-75,50

    75,54-75.55

    Размеры ремонтных поршней и цилиндров двигателя MeM3-317 (1,4 i) после расточки

    Категория
    peмонтного
    размера

    Диаметр юбки поршней (ремонтного размера), мм

    Диаметр цилиндра после расточки, мм

    Зазор,
    мм

    1

    77,70-77,71

    77,75-77,76

    0.04-0,06

    77,71-77,72

    77,76-77,77

    77.72-77,73

    77,77-77,78

    77,74-77,75

    77,78-77,79

    77,76-77,77

    77,79-77,80

    2

    77,95-77.96

    78,00-78.01

    77,96-77,97

    78.01-78,02

    77,98-77,99

    78,02-78,03

    78.00-78,01

    78,03-78,04

    78,01-78,02

    78,04 78,05

    Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца - компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру (нижнее компрессионное кольцо выполняет также функции маслосъемного кольца). В нижнюю канавку поршня установлено масло­съемное кольцо с хромированными рабочими кромками и пружиной (расширителем).
    Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен составлять:
    - для компрессионных колец —0,021-0,55 мм;
    - для маслосъемного 0,3-1,0 мм.

    Предельно допустимый зазор между компрессион­ным кольцом и канавкой поршня не более:
    - 0,15 мм — для верхнего;
    - 0,13 мм - для нижнего.

    Поршневые кольца двигателя MeM3-317 (1,4 i) (обозначение по каталогу 317.1000101) отличаются от поршневых колец двигателя MeM3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу 301.1000101-01) размерами и не взаимозаменяемы!