Руководство Sens и Lanos 1,4i

    3.1.11. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Sens и Lanos 1,4i

    Система охлаждения двигателей автомобилей Daewoo «Sens» и ZAZ «Lanos» 1.4i жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Отвод тепла от наиболее разогретых частей двигателя осуществляется ОЖ. проходящей через каналы, выполненные в корпусных деталях двигателя. Снижение температуры ОЖ происходит в радиаторе, расположенном в передней части капота автомобиля.
    Объем охлаждающей жидкости составляет около 8 л.
    Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат. Установлен термостат между патрубками, соединяющими двигатель с радиатором (рис. 3.8).

    Термостат

    Рис. 3.8. Термостат.
    Термостат двигателя MeM3-317 (1,4 i) (обозначение по каталогу 13KG1200-02) отличается от термостата двигателя МеМ3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу Т80-95-0000) и не взаимозаченяемы! Температура начала открытия основного клапана 80±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан (этот клапан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе) при этом открыт и соединяет выход жидкости из двигателя со входом водяного насоса.
    Если температура охлаждающей жидкости повышается, твердый наполнитель термочувствительного элемента расширяется и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном, открывая его. Байпасный клапан перекрывает проход жидкости от двигателя к водяному насосу.
    При температуре охлаждающей жидкости более 94 °С основной клапан полностью открыт, а байпасный закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.
    При промежуточных температурах жидкость циркулирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие температурные условия для работы двигателя.

    Система охлаждения двигателя автомобиля ZAZ «Lanos» 1,4 i отличается от системы охлаждения автомобилей Daewoo «Sens» l,3i, расположением шлангов и патрубков, установкой термостата нового образца (обозначение по каталогу 13K.G 1200-02) в литом алюминиевом корпусе (обозначение по каталогу 317.1306104).

    Как недопустить перегрев двигателя и чем он опасен?

    Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:
    - контроль за уровнем и своевременная замена охлаждающей жидкости в системе;
    - контроль за исправностью термостата (при неисправном термостате двигатель не достигает рабочей температуры или пере1ревается);
    - контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям контроллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);
    - контроль за исправностью цепи включения вентилятора;
    - контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;
    - контроль за герметичностью системы.

    Жидкостное охлаждение двигателя устроено просто. Цилиндры и их камеры сгорания омываются потоком жидкости - она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно, включается вентилятор системы охлаждения. Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым дорогам, буксировка, затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в цепи включения вентилятора приведет перегреву и, возможно, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен - как ни обдувай его, перегрева не избежать.
    Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стенками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В таких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный перегрев отдельных деталей может не заметить - ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки головки блока цилиндров!
    При закипании охлаждающей жидкости тоже нарушается теплопередача. Т.к. стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они практически не охлаждаются. Такой дефект приводит к термической деформации («короблению») крупных деталей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).
    При чрезмерной деформации головки, ее ремонт совершенно теряет смысл - весь узел приходится заменять новым.
    Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не экономить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения. Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, виновником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клаиан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе, и, соответственно, более скорый прогрев двигателя до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает перегреваться.

    Масляный насос системы охлаждения

    Рис. 3.9. Масляный насос:
    1 — корпус масляного насоса; 2 - масляный картер двигателя.


    Т. к. система охлаждения герметична (в ней поддерживается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115-120 °С без кипения. При нарушении герметичности системы (неплотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90 °С , Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и работоспособностью клапана пробки расширительного бачка.
    При закипании жидкости насос плохо прокачивает вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсивности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупоривают систему охлаждения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недостаточен для прокачивания жидкости - и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее - настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это приговор двигателю.
    Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.