Руководство Sens и Lanos 1,4i

    2.3.18. СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

    Часть автомобилей «Sens» (в зависимости от комплектации) оснащалась системой нейтрализации отработавших газов, основным элементом которой является каталитический нейтрализатор (с 2006 года все автомо­били оснащаются катализаторами).
    Нейтрализатор устанавливается в системе выпуска отработавших газов между приемной трубой и дополнительным глушителем (рис. 2.55). Применение каталитического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, окиси углерода и окислов азо­та с отработавшими газами при условии точного управления процессом сгорания в двигателе.
    Непосредственно каталитический нейтрализатор - это керамический блок с множеством продольных каналов, площадь отверстий которых 1 мм1 и толщина стенки 0,1-0,5 мм. На внутреннюю поверхность этих каналов напылен рабочий слой из окислительных катализаторов (платина и палладий) и восстановительных (родий).

    Восстановительный катализатор ускоряет химическую реакцию восстановления оксидов азота и превращения их в безвредный азот. Проходя вдоль ячеек катализатора, выхлопные газы при высокой температуре вступают в реакцию с напыленным активным слоем и превращаются в безопасные двуокись углерода, водяной пар и азот. Нейтрализаторы могут снижать токсичность выхлопа на 90%!

    Расположение каталитического нейтрализатора (катализатора) на автомобиле

    Ркс. 2.55. Расположение каталитического нейтрализатора (катализатора) на автомобиле.

    Если каталитический нейтрализатор исправен:
    - двигатель выдаёт положенную мощность;
    - хорошая тяга двигателя на высоких оборотах;
    - содержание СО и СН в норме (содержание СО в пределах 0,3±0,1 % при оборотах коленчатого вала 750-800 мин-1).

    Причины выхода нейтрализатора из строя:
    - «переливающие» форсунки;
    - пропуски в работе свечей зажигания;
    - неисправность лямбда-зонда;
    - запуск автомобиля с «буксира»;
    - попадание масла в топливную систему (изношенный двигатель);
    - применение этилированного бензина (содержащийся в нем тетраэтилсвинец за короткое время забивает соты).

    Подобные неисправности ведут к тому, что излишки топлива, догорая в нейтрализаторе, перегревают его и плавят соты. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора разрушаются (закупориваются), вызывая повышение противодавления. На работающем двигателе (при 2500 об/мин) величина противодавления должна составлять не более 8,62 кПа (измеряется с помощью манометра устанавливаемого в отверстие вместо датчика концентрации кислорода).
    При подозрении, что нейтрализатор неисправен (двигатель теряет мощность, высокий расход топлива и т.д.), отсоедините его переднюю часть от «штанов» и опробуйте автомобиль на ходу. Если машина начала легко разгонятся - значит, нейтрализатор действительно неисправен.

    Какие симптомы выхода из строя катализатора? Из-за чего может снизиться его ресурс? Правда ли, что катализатop можно проверить на просвет?

    Каталитический нейтрализатор отработавших газов представляет собой бочонок, внутри которого расположен керамический или металлический элемент с множеством каналов (в виде сот) с платиновым напылением. На поверхности этих сот как раз и проходят химические реакции, которые обеспечивают очистку выхлопа от вредных веществ.

    О    том, что катализатор скоро выйдет из строя, в первую очередь свидетельствует снижение мощности мотора - разгонная динамика со временем становится все хуже, максимальная скорость все ниже, а пуск двигателя, как холодного, так и теплого, затрудняется. В дальнейшем он вообще отказывается заводиться. Раньше в поломках катализатора «винили» только этилированный бензин. Тем не менее, уже не один год выпуск такого топлива запрещен, а проблема осталась. Как показал опыт, есть еще несколько причин выхода из строя этого узла. По прежнему встречается некачественное горючее, октановое число которого повысили с помощью различных присадок (например, железосодержащих). Некоторые из них способствуют повыше­нию температуры сгорания, а, следовательно, и отработавших газов. Рабочий элемент катализатора рассчитан на определенную температуру, а при перегреве кромки сот начинают плавиться. Отсюда снижение пропускной способности выпускной системы, вызывающее падение мощности двигателя. Температура отработавших газов может повышаться также при нарушении работы систем зажигания и питания. Так, при малом угле опе­режения зажигания (из-за неправильной регулировки или неисправности электроники) топливо-воздушная смесь воспламеняется с запаздыванием, поэтому ее часть догорает уже в выпускном тракте.
    Система питания становится «виновницей» перегрева в случаях подачи увеличенных порций топлива (при неисправных форсунках, сбоях в работе элекгроники или неквалифицированном чип-тюнинге). Катализатор может забиться и при регулярном попадании в камеру сгорания масла (в результате износа маслосъемных колец или сальников клапанов), а также при использовании бензина с уже упоминавшимися железосодержащими присадками. Существует несколько способов проверки исправности катализатора:
    - в стоящей машине утопить педаль газа в пол, контролируя при этом по тахометру обороты. Если мотор раскручивается до «макс и малки» и срабатывает отсекатель - катализатор в норме. Если стрелка не доходит до красной зоны и ограничи­тель оборотов не срабатывает, значит, пропускная способность катализатора снижена. Правда, результатам такой диагностики можно доверять при условии исправности других систем (питания, за­жигания и т.д.);
    - в случае, когда мотор отказывается заводиться, нужно выкрутить одну свечу зажигания (или лямбда-зонд). Если двигатель после этого запустился, значит, подозрения верны, и пора заняться поиском нового катализатора;
    - можно обойтись и без выкручивания свечи. В этом случае один человек крутит двигатель стартером, а второй в это время, приложив ладонь, проверяет, выходят ли из выхлопной трубы отработавшие газы. Если давление выхлопа отсутствует или очень мало (по сравнению с другой машиной) - катализатор «готов» отправиться в утиль;
    - еще один способ проверки - на просвет. Соты рабочего элемента прямые, и если они не забиты, рабочий элемент просвечивается. Правда, для этого данный узел придется снять с автомобиля.

    На СТО пропускную способность каталитического нейтрализатора проверяют путем замера давления в выпускном тракте на участке до катализатора. Манометр прикрепляют на место лямбда-зонда, а мотор крутят стартером в режиме запуска.
    - нейтрализатора - это, во-первых, вмешательство в конструкцию автомобиля, чреватое осложнениями при прохождении ТО, и, во-вторых, существенное повышение токсичности выхлопных газов.
    Конечно, когда борьба за экологию обходится в кругленькую сумму, трудно сохранять приверженность «зеленым».
    Нейтрализаторы можно заменить пламегасителем перфорированной трубой, имеющими неограниченный срок службы. При этом нужно отключить лямбда- зонд и установить в блок управления новую микросхему памяти, позволяющую работать двигателю без сигнала с датчика концентрации кислорода (лямбда-зонда). Это практичнее, нежели другой популярный метод - пробивание (или удаление) керамического наполнителя, поскольку позволяет сохранить «звуковое сопровождение» выхлопа двигателя практически неизменным.

    А лучше отремонтировать двигатель и систему впрыска и установить новый лямбда-зонд и нейтрализатор.