Руководство Sens и Lanos 1,4i

  • 2.3.15. ОЧИСТКА ФОРСУНОК

  • Рабочим элементом современных систем впрыска топлива являются инжекторы (форсунки) с электромагнитным клапаном.
    При работе двигателя на топливе даже хорошего качества система впрыска (в том числе и форсунки) постепенно загрязняется. Содержащиеся в бензине «посторонние» химические элементы и их соединения - сера, бензол, олефин и т. д. при давлении впрыска (3 атм.) и рабочей температуре мотора (80-100 °С) превращаются в лаковые и трудно смываемые смолистые отложения. А использование некачественного бензина ускоряет процесс засорения инжекторов, В итоге это приводит к ухудшению работы двигателя - снижается его мощность и приемистость, работа на холостом ходу становится неустойчивой, возникают провалы в режиме разгона, увеличивается токсичность отработавших газов, сокра­щается срок службы лямбда-зонда и катализатора. У засоренной форсунки уменьшается производительность, изменяются направление и форма факела распыла, возможно даже полное прекращение топливоподачи.
    На практике при использовании бензинов европейского качества инжекторы практически не требуют чистки. Тем не менее, многие автопроизводители рекомендуют менять их через каждые 120-140 тыс. км пробега, независимо от технического состояния.
  • Снятие тоилнвнон форсунки
    Рис. 2.51. Снятие тоилнвнон форсунки («инжектора»).
  • В случае использования топлива, производимого i территории СНГ, необходимость чистки инжекторов может возникнуть уже через 15-30 тыс. км.

    Засорение форсунок становится заметным с настуг лением холодов, когда испаряемость бензина ухудшав ся: появляются проблемы с пуском непрофстого двип теля, провалы в его рабогс и т, д.

    Существует несколько способов чистки инжекторе в зависимости от степени загрязнения системы тошп воподачи, износа двигателя и многого другого, «Тер певтический» метод предполагав заливку в бензочистящей присадки. Флакон такой жидкости емкость 0,25-0,35 л рассчитан на 60-80 л топлива. При движении автомобиля в спокойном режиме врелные отложения в элементах сист емы впрыска постепенно растворяются.
    Рекомендуемая периодичность проведения такой чистки составляет 3-4 тыс. км. Она хороша для поддержания чистоты инжектора и всей топливной системы новош автомобиля и машин с небольшим пробегом.
    В автомобилях же с сильно загрязненной системой впрыска такая чистка может привести к противоположному результату. Отмытая грязь в этом случае попадает в форсунки, засоряя их еще больше, из-за чего часто возни­кает необходимость их демонтажа и чистки иными способами. Кроме того, высока вероятность засорения и дальнейшего ускоренного износа электрического топливного насоса, в который попадает вся вымытая из бака грязь.
    Чистить инжектор можно, не снимая его с двигателя. Для этого применяют специальные установки и промывочные жидкости. С помощью переходных штуцеров установку подключают к инжекторной «линейке» мотора, исключая из «оборота» бензобак машины, ее топливный насос, топливный фильтр и топливопроводы. Запущенный двигатель 30-45 минут работает на смеси бензина и промывочной жидкости, которая подается из установки под давлением 3 атм. согласно техническим параметрам автомобиля. Свойства чистящей жидкости гаковы, что раскисшие загрязнения «прогоняются» сквозь форсунки и сгорают в цилиндрах двигателя.
    Качество промывки определяется по косвенным признакам: восстановлению устойчивой работы двигателя на холостых оборотах, снижению уровня СО и т.д. Во многих случаях такой метод чистки позволяет восстано­вить нормальную работу инжектора.
    Но сильно загрязненные форсунки все же приходится снимать с двигателя и прочищать отдельно. Промывка на машине удобна в случае, если демонтаж форсунок заггруднен. Для этого необходимо удалять часть навесного оборудования двигателя (например, снимать впускной коллектор). После очистки форсунок на двигателе определенное количество промывочной жидкости тстается в «линейке» инжектора и топливной системе, “отгому после промывки рекомендуется проехать 10-15 км в форсированном режиме работы мотора.
    Производительность форсунок определяется как до, так и после промывки. Если после очистки производительность форсунок разная (более чем на 5%), их рекомендуют заменить поштучно или вместе. После промывки может выясниться, что электромагнитный клапан вследствие износа полностью не закрывается, поэтому форсунка «течет» в момент отсутствия импульса. Эго является причиной перерасхода топлива, увеличения нагара на клапанах и поршнях и т.д. Такая форсунка также подлежит замене.
    Индивидуальная очистка форсунок на стенде дает максимальный эффект, намного превосходящий «народ­ные методы» — отмачивание в керосине, ацетоне, соляр­ке и т.д.
    Также существуют установки, чистящие снятые инжекторы в ультразвуковой ванне. Применение такого способа тоже дает хорошие результаты и позволяет вос­станавливать работоспособность форсунок.
    Во входном штуцере форсунки установлен корзинчатый сетчатый фильтр из капрона. В некоторых случаях промывка на стенде не дает эффекта из-за засорения фильтра мельчайшими нерастворимыми включениями, в том числе металлической пылью (например, от износа деталей топливного насоса). Конструкция большинства типов форсунок позволяет заменить забитый корзинчатый фильтр новым (предварительно необходимо приобрести ремкомплект форсунок. В него входят новый микрофильтр и уплотнительные кольца). Старый фильтр извлекается из форсунки при помощи механического съемника.