Руководство Sens и Lanos 1,4i

    2.2.5. ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ

    Датчик детонации установлен на впускном коллекторе двигателя.
    Характерная неисправность датчика детонации — об­рыв провода, подсоединенного к датчику. При такой неисправности в память блока управления заносится код неисправности и загорается контрольная лампа «CHECK ENGINE». Продолжать движение с неисправным датчиком можно, но динамика движения ухудшится.
    Проверка работы датчика детонации:
    - отсоединить колодку жгута от датчика и колодку контроллера;
    - измерить сопротивление между контактом «2» колодки датчика и «массой» (сопротивление должно быть менее 1 Ом. Если сопротивление более 1 Ом обрыв провода);
    - измерить сопротивление между контактом «I» колодки датчика и контактом «11» («49» для «Микас 10.3») колодки контроллера (сопротивление должно быть менее 1 Ом. Если сопротивление больше ненадёжное соединение в колодках или обрыв провода);
    - измерить сопротивление между контактом «1» колодки датчика и «массой» (сопротивление должно быть более I Мом. Если меньше - провод замкнут на «массу»);
    - подсоединить колодку контроллера и включить зажигание;
    - измерить напряжение между контактом «1» и «массой» (если напряжение более 10 В - провод замкнут на источник питания);
    - подключить вольтметр к контактам «1» и «2» датчика детонации;
    - установить шкалу переменного напряжения и запустить двигатель. При работе на холостом ходу вольтметр должен показывать наличие сигнала. Если сигнала нет - датчик неисправен и подлежит замене.

    Для чего нужен датчик детонации? На моей купленной с рук машнне у датчика разрушен корпус. Как узнать, работает ли он?

    Детонация («стук пальцев»)- это неправильный процесс сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя, характеризующийся образованием взрывных волн. Они способствуют ускоренному износу н преждевременному разрушению деталей двигателя. О характерном нарушении процесса сгорания блоку управления как раз и «сообщает» датчик детонации. Причем он сигнализирует не только о возникновении нежелательного явления, но и о его характере, что позволяет точнее корректировать зажигание. Этот датчик жестко закреплен на впускном коллекторе двигателя. Его задача - улавливать вибрации, которые передаются на блок вследствие взрывов в цилиндрах, и передавать эту информацию контроллеру. В датчике детонации чувствительным элементом служит пьезодатчик - устройство, которое при механическом воздействии вырабатывает электрический ток. Частота и амплигуда сигнала переменного тока на выходе такого элемента пропорциональна мощности вибраций. Для исключения детонации контроллер корректирует работу системы зажигания, уменьшая угол опережения зажигания.

    Датчик детонации

    Рис. 2.19. Датчик детонации.

    Разъем датчика детонации

    Рис. 2.20. Разъем датчика детонации.

    Основанием для подозрений в неисправности датчика могут служить детонационные стуки в двигателе на оборотах выше 3500 об/мин и при разгоне, а также - срабатывания контрольной лампы «CHECK ENGINE». Наиболее точный диагноз системе управления двигателем (и датчикам в том числе) можно поставить с помощью компьютерных тест-стендов.
    Есть и другой доступный способ диагностики: при работающем двигателе нужно навести стробоскоп на метку шкива коленчатого вала, а затем легко постучать металлическим предметом по блоку цилиндров. Если при этом метка на шкиве коленвала на короткое время уходит со своего места - датчик детонации исправен.
    Если датчик детонации, контроллере и их цепи исправны, а детонация в двигателе отчётлива слыш­на - значит причина детонации в механической части двигателя. А её уровень настолько высок, что электронная система гашения детонации не в состоянии её убрать.
    В этом случае необходимо проверить:
    - работоспособность вентилятора системы охлаждения;
    - правильность показаний датчика температуры охлаждающей жидкости;
    - уровень охлаждающей жидкости;
    - исправность термостата;
    - состояние и тип свечей зажигания;
    соответствие топлива требуемому октановому числу;

    - состояние цилиндро-поршневой группы и камеры сгорания.