Руководство Sens и Lanos 1,4i

    2.2.2. СО-ПОТЕНЦИОМЕТР

    СО-потенциометром оснащались машины, выпускавшиеся до июля 2006 года. А после введения норм токсичности Евро-2, СО-потенциометр, который использовался для ручного регулирования состава топливо-воздушной смеси, стал не нужен (необходимость в нем отпала после внедрения лямбда-зонда). Установлен он с левой стороны в моторном отсеке и представляет собой переменный резистор. Он выдаёт в контроллер сигнал, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси. СО-потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах. Регулировка содержания СО выполняется вращением регулировочного винта с применением газоанализатора. На автомобилях, оснащенных СО- потенциометром, допускается использование этилированного бензина.

    Диагностика СО-потенциометра
    Проверка цепей включения датчика:
    - измерить сопротивление между клеммой «3» ко­лодки жгута потенциометра и «массой». Сопротив­ление должно бьлъ не менее I Ом, Если сопротив­ление более 1 Ом - обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
    - отсоединить колодку контроллера и измерить сопротивление между контактами «1» колодки потенциометра и «52» колодки контроллера. Со­противление должно быть менее 1 Ом. Если сопро­тивление больше - обрыв провода или ненадёжное соединение провода в колодке;
    - измерить сопротивление между контактом «1» ко­лодки потенциометра и «массой». Сопротивление должно быть больше 1 МОм. Если сопротивление меньше 1 МОм - провод замкнут на «массу».

    Проверка потенциометра СО:

    - измерить сопротивление между контактами «I» и «3» потенциометра СО при крайних положениях регулятора. Минимальная величина сопротивления должна находиться в пределах 250-290 Ом, максимальная 9 12 КОм.

    Разъем СО-потенциометра

    Рис. 2.12. Разъем СО-потенциометра.

    Нужно ли контролировать и регулировать СО на двигателе, оборудованном впрыском топлива? Ведь в сервисных книжках подобная процедура не предусмотрена.

    Запорожский автомобильный завод устанавливал несколько различных вариантов двигателей с системой впрыска. Есть, например, с каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямда-зондом). Обратная связь от лямбда-зонда к контроллеру обеспечивает подачу в цилиндр такой воздушно - бензиновой смеси, продукты сгорания которой наименее токсичны. Одновременно решается задача экономичности двигателя.

    Другой вариант - без катализатора и лямбда-зонда. В такой системе состав смеси оптимизирует сам контроллер, не зная о фактическом составе выхлопных газов. Контроллер оценивает его по показаниям других датчиков системы - через расход воздуха и его температуру, давление и расход топлива и т.д, И в таких машинах контролировать СО просто необходимо!
    Поэтому проверка токсичности, в том числе и на автомобилях, оборудованных катализатором, нужно проводить регулярно при каждом ТО.

    Как отрегулировать токсичность выхлопа на автомобнле, оборудованном впрыском топлива?

    На большинстве автомобилей, выпущенных до 2006 года, есть СО-гютенциометр (расположен в моторном отсеке на левом крыле), позволяющий напрямую отрегулировать содержание окиси углерода (рис. 2.13).
    Регулировка содержание окиси углерода (СО) при помощи СО-потенциометра:
    - регулировка проводится на холостом ходу полностью прогретого исправного двигателя, вращением винта СО-потенциометра.

    Если потенциометром смесь не регулируется, необходимо выполнить операцию регулировки с помощью тестера. Если тестером смесь регулируется - значит, неисправен потенциометр или цепь его включения. Если смесь нельзя отрегулировать тестером, то нужно проверить:
    - давление топлнва в топливной рампе;
  • - герметичность форсунок;
    - равномерность работы форсунок (проверить форсунки на баланс);
    - равномерность работы цилиндров (эта проверка сводиться к поочерёдному отключению цилиндров на холостом ходу и определению (по величине падения оборотов) цилиндра, работа которого отличается от работы других цилиндров. При обнаружении такого цилиндра необходимо определить и устранить причину неудовлетворительной работы (свеча зажигания, форсунка, нарушена регулировка клапанов, недостаточная компрессия и т.д.).
    Отрегулировать автомобиль, оснащенный каталитическим нейтрализатором (катализатором) и датчиком кислорода в выхлопных газах (лямбда-зондом) можно следующим образом:
    - подключить сканер и прогреть двигатель до рабочей температуры;
    - на холостом ходу измерить величину коррекции СО, одновременно контролируя газоанализатором токсичность выхлопа;
    - получив значение СО около 0.4 0,8% и. сделав небольшую выдержку (чтобы убедиться в стабильности показателя), зафиксировать подобранное новое значение коэффициента коррекции СО в па­мяти ОЗУ контроллера.
    - установить повышенные обороты холостого хода (около 3000 об/мин);
    - проверить параметры токсичности и, при необходимости, откорректировать,

    Регулировка СО.

    Рнс. 2.13. Регулировка СО.