Руководство Sens и Lanos 1,4i

    1.2.13. ЗАМЕНА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

    Внимание! Охлаждающая жидкость подлежит обязательной замене через 60000 км иди 3 года эксплуатации автомобиля или после ремонта двигателя. Эксплуатация системы, заправленной водой, приводит к выходу из строя водяного насоса!

    Заправка системы охлаждения выполняется в следующем порядке:
    - отвинтить крышку с расширительного бачка;
    - открыть сливной кран радиатора и слить старую охлаждающую жидкость (рис. 1.26);
    - отвернуть сливную пробку в блоке цилиндров двигателя и слить старую охлаждающую жидкость, находящуюся в рубашке охлаждения двигателя (рис. 1.28);
    - завернуть сливную пробку в блоке цилиндров двигателя;

    - медленно залить охлаждающую жидкость (около 7,0 л) в горловину расширительного бачка до уровня между верхней и нижней метками, нанесенными на боковой поверхности бачка (рис. 1.29);
    - закрыть горловину бачка;
    - запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 1 ...2 мин до открытия термостата (патрубки, идущие к радиатору должны стать горячими) и удаления воздушных пробок;
    - после остывания двигателя проверить уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, жидкость долить.

    Слив охлаждающей жидкости из радиатора

    Рис. 1.26. Слив охлаждающей жидкости из радиатора

    Сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров двиг ателя

    Рис. 1.27. Сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров двигателя

    Срок хранения качественных ОЖ - от трех до пяти лет. Тосолы сохраняют свою работоспособность в течение двух лет, или 60-80 тыс. км пробега автомобиля (по данным производителей автомобилей и антифризов). Некоторые антифризы выдерживают 5-летнюю эксплуатацию и 100-250 тыс, км пробега. Срок хранения и периодичность замены жидкости обычно указываются на упаковке. И все же в процессе экашуагации ОЖ постепенно теряют свои свойства: из-за срабатывания присадок и снижения запаса щелочности возрастает агрессивность к резине и металлам, увеличивается ценообразование.
    Охлаждающую жидкость следует обязательно заменить при потере цветовой насыщенности, изменении цвета (если она стала рыжей), расслоении или появлении в ней хлопьев. Сезонное чередование воды и антифризов губительно для последних: присадки, взаимодействуя с накипью системы охлаждения, быстро превращаются в шлам, и охлаждающая жидкость «стареет» раньше срока. Если в процессе эксплуатации понижение уровня восполнялось водой, свойства ОЖ теряются быстрее. Продлить срок службы ОЖ (примерно на год) можно добавлением в систему охлаждения 1,0 -1,5 л концентрата.

    Слив охлаждающей жидкости из блока цилин¬дров двигателя

    Рис. 1.28. Слив охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя

    Охлаждающая жидкость стареет так же, как и все технические жидкости. А если смазывающая способность жидкости недостаточна - может выйти из строя помпа.

    Tocoл н антифриз - это одно и то же?

    Тосол - одна из марок охлаждающих жидкостей (ОЖ). Его название - это аббревиатура названия отдела «Технология органического синтеза» (ТОС), где он был разработан, и окончания «ол», обозначающего в химии принадлежность к группе спиртов. Тосолами обычно называют отечественные охлаждающие жидкости. Термин «антифриз» происходит от английского слова «Antifreeze», которое переводится как «препятствующий замерзанию». Иногда на упаковке встречается другая надпись «Cooling Water» (охлаждающая жидкость). «Антифриз» более общее понятие: то, что не замерзает.

    Заправка охлаждающей жидкости

    Рис. 1.29. Заправка охлаждающей жидкости

    Из чего делают антифриз.

    Современные антифризы - это низкозамерзающие водные растворы многоатомных спиртов - этиленгликолей. Чистый этиленгликоль - это маслянистая жидкость с температурой кипения 196°С и замерзания минус 12,3°С. Количество зтиленгликоля в ОЖ обычно составляет 52-64%, при этом температура замерзания полученных растворов составляет от минус 32 до минус 70°С, Для исключении таких недостатков ОЖ, как агрессивность по отношению к резине и металлам, низкие смазывающие свойства, в них вводят антикоррозионные, противопенные и другие присадки.

    Можно ли смешивать жидкости разных марок и цветов?

    Возможность смешивания разных ОЖ зависит от совместимости присадок. Их пакеты могут отличаться составом и количеством используемых веществ, так как разные производители пользуются различными добавками. В одном случае это неорганические соединения борнитридные, аминные и фосфатные ингибиторы, в другом - импортные химические соединения нового поколения. Вследствие взаимодействия присадок антикоррозионные и смазывающие свойства смеси антифризов, как правило, ухудшаются. Это приводит к ускоренному выходу из строя деталей двигателя. Именно по этой причине смешивать разные ОЖ не рекомендуется. У антифризов иностранного производства несовместимость с другими ОЖ наблюдается реже и, как правило, это указывается на этикетке. И все же правильным будет считать, что ОЖ смешивать нельзя. Мнение, что «синие» с «синими» или «красные» с «красными» смешивать можно, также ошибочно: цвета разных ОЖ зависят от используемого красителя и на совместимость жидкое гей не влияют.

    Чем опасны поддельные антифризы?

    Если ОЖ содержит недостаточное количество этиленгликоля, это еще полбеды: при «переохлаждении» он превращается в рыхлую ледяную кашицу, которая, в отличие от замерзшей воды, не расширяется и не повреждает систему охлаждения двигателя. После запуска мотора она быстро переходит в жидкое состояние. Намного опаснее коррозионная агрессивность подделок: они буквально «пожирают» медные трубки радиатора, паяные швы. разъедая даже стальные и чугунные детали.
    Недобросовестные производители ОЖ, стремясь побыстрее реализовать свой «товар», максимально его удешевляют. В ход идут заменители зтиленгликоля, например, диэтиленгликоль или полнгликоли.

    ОЖ. купленная где-нибудь на трассе, на поверку может оказаться даже раствором соли с сахаром, подкрашенным красителем. Нетрудно догадаться, к чему может привести использование такого «тосола».

    Как определить температуру замерзания ОЖ?

    Температура замерзания антифризов в процессе эксплуатации автомобиля, как правило, не меняется. Понижение уровня жидкости может произойти вследствие частичного выкипания из антифриза воды или нарушения герметичности системы охлаждения. Тогда в расширительный бачок приходится что-нибудь доливать. Склонность жидкой смеси к замерзанию можно определить с помощью ареометра. Лучше, если этот прибор проградуирован в градусах Цельсия. Плотность стандартной ОЖ с температурой замерзания минус 403С составляет 1,100-1,1150 г/см.

    Как отличить качественный антифриз от некачественного?

    К сожалению, без лабораторных испытаний это невозможно. Контроль плотности ареометром и проверка жирности на ощупь не всегда позволяют определить качество продуктов данной группы, да и опасны, так как этиленгликоль ядовит! Полноценные коррозионные испытания на кухне тоже не проведешь. Тем не менее, частично уменьшить риск приобретения некачественного антифриза можно, придерживаясь некоторых рекомендаций. Вопервых, приобретать ОЖ следует в специализированных магазинах и у производителей, имеющих сертификат качества на свой продукт. Во-вто­рых, необходимо внимательно изучить этикетку: на ней должен быть номер ТУ и (или) фраза: «Соответствует требованиям ГОСТ 28084-89» (для ОЖ отечественного производства). На импортных антифризах должен быть указан номер стандарта производителя. Втретьих, обязательны координаты изготовителя, дата изготовления и срок годности. Желательно также указание о совместимости продукта с другими ОЖ. Многие компоненты качественного тосола, например, бензойную кислоту, производят или закупают только за границей. Понятно, что при этом хорошая ОЖ не может стоить как вода.

    Как приготовить ОЖ из концентрата?

    При разведении антифриза-концентрата применять водопроводную, колодезную или ключевую воду нельзя - её жесткость и примеси могут отрицательно воздействовать на присадки, содержащиеся в ОЖ. I !рименение химических смягчителей воды крайне нежелательно. Лучше использовать только дистиллированную или, в крайнем случае, кипяченую отстоянную воду. Необходимо точно соблюдать пропорции, указанные на этикетке. Чаще всего концентраты разводятся в пропорции 1:1, при этом ожидаемая температура замерзания приготовленной ОЖ составит -32...-44°С

    Нужно ли промывать систему охлаждения двигагеля перед заменой антифриза?
    Перед заменой ОЖ систему охлаждения, как и смазки, желательно промыть. Однако, для этого следует использовать дистиллированную воду или свежую жидкость, которую планируют заливать в дальнейшем. В крайнем случае, можно использовать колодезную или водопроводную воду, предварительно прокипятив ее в эмалированной посуде 30-40 минут. Старую ОЖ сливают и заполняют систему охлаждения «обработанной» водой. Затем двигатель прогревают (до открытия термостата) и дают ему поработать 20-25 минут. После слива часть воды остается в моторе, поэтому, несмотря на простоту и дешевизну способа, предпочтительнее промывать систему свежей ОЖ (хотя это и потребует дополнительных финансовых затрат). Эффективно удалить грязь, продукты коррозии и накипь можно с помощью специальных промывок. Некоторые из них нужно добавлять в старую ОЖ, другие - в залитую для промывки воду. Необходимо помнить, что антикоррозионные присадки антифризов могут вступать во взаимодействие с накипью, поэтому при переходе с воды на низкозамерзающую жидкость промывка системы охлаждения также необходима.

    Что долить при снижении уровня ОЖ - воду или антифриз?

    Если система охлаждения автомобиля требует долива, следует использовать дистиллированную воду, такой же антифриз, какой был залит в двигатель ранее, или антифриз класса G-12 Plus.
    Антифриз класса G-I2 Plus - легко смешивается с другими антифризами классов G-ll, G-I2. При этом свойства полученного антифриза полностью сохраняются.

    Как недопустить перегрев двигателя и чем он опасен?

    Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стенками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В таких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро пршрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный перегрев отдельных деталей может не заметить - ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки головки блока цилиндров!
    При закипании охлаждающей жидкости тоже нарушается теплопередача. Т.к. стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они практически не охлаждаются. Такой дефект приводит к термической деформации («короблению») крупных деталей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).
    При чрезмерной деформации головки, ее ремонт совершенно теряет смысл - весь узел заменяют новым.
    Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не экономить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения.
    Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, виновником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клапан обеспечивает движение пепротретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в ради­аторе, и, соответственно, более скорый прогрев двигателя до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двиг ателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает перегревагься,
    Т. к. система охлаждения герметична ( в ней поддерживается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115—120°С без кипения. При нарушении герметичности системы (неплотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90°С . Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и работоспособностью клапана пробки расширительного бачка.

    При закипании жидкости насос плохо прокачива­ет вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсивности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупоривают систему охлаждения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недостаточен для прокачивания жидкости - и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее - настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это приговор двигателю. Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.