Руководство Sens и Lanos 1,4i

    1.2.10. ЗАМЕНА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ И ПРОКАЧКА ТОРМОЗОВ

    Замена тормозной жидкости проводится через 60 ООО км пробега или через 4 года эксплуатации автомобиля (в зависимости от того, что наступит раньше).

    Практически все технические жидкости в машине со временем теряют свои свойства, поэтому их необходи­мо периодически менять. Не исключение и тормозная жидкость (ТЖ). Тем более что от ее качества напрямую зависит безопасность управления автомобилем.
    Рекомендации автопроизводителей по срокам замены тормозной жидкости всех типов (в том числе и самых современных) основаны не на пустом месте. Тормозная жидкость склонна активно впитывать влагу из воздуха, и если ее содержание в ТЖ превысит 3,5%, температура кипения жидкости заметно снизится (в 2-3 раза!). Это может привести к отказу тормозной системы автомобиля при интенсивном торможении. Поглощение влаги происходит, в основном, через систему «вентиляции» бачка, уплотнительные манжеты, а также сальники тормозной системы.
    Из-за отсутствия в широком пользовании сертифицированных приборов, которые позволяют достоверно определить состояние ТЖ, автопроизводители в целях безопасности рекомендуют менять жидкость через каждые 2-3 года эксплуатации, а также в случае изменения ее цвета (загрязнения).
    Для автомобилей «Сенс» замена тормозной жидкости предусмотрена через 60 ООО км пробега или через 4 года эксплуатации автомобиля (в зависимости от того, что наступит раньше).
    Замена тормозной жидкости производится:

    - после 2-3 лет эксплуатации автомобиля или после 45000 км;
    - после ремонта тормозных механизмов;
    - при увлажнении ТЖ свыше 3,5%;
    - после длительного хранения автомобиля;
    - при загрязнении или помутнении тормозной жидкости.

    Замену тормозной жидкости производят как «вручную», так и с помощью спецоборудоваиия (на СТО). Каждый способ имеет свои плюсы и минусы.
    Самостоятельная замена тормозной жидкости
    Самостоятельно заменить ТЖ автовладелец может за 1 - 2 часа, но для работы потребуется помощник. За замену ТЖ на спецоборудовании нужно заплатить, но с этой задачей справится один автомеханик за 15-20 мин. Установка осуществляет замену ТЖ под давлением (1,5-2,0 атм), что уменьшает вероятность завоздушивания тормозной системы.
    Автолюбителям, как правило, доступна замена тормозной жидкости на машинах без АБС, а также на автомобилях, оборудованных этой системой, если насос, гидроаккумулятор и блок гидроклапанов расположены в одном узле. Правильно заменить ТЖ в автомобиле с интегральной АБС можно лишь с помощью фирменного сканера.
    Замена ТЖ производится поочередно в каждом контуре тормозной системы (с ее устройством автовладелец может ознакомиться по техописанию автомобиля или по расположению тормозных магистралей).
    Работы начинают с наиболее удаленного от главного тормозного цилиндра колеса: начинают с правого заднего, затем - левое переднее, левое заднее, правое переднее.
    Замену ТЖ лучше всего проводить при снятых колесах, на осмотровой канаве или эстакаде. Если тако­вых нет - на ровной площадке, по очереди поддомкрачивая и снимая колеса. Машина должна стоять на передаче.
    Для работ потребуется 0,75... 1,5 л новой тормозной жидкости, прозрачные шланг (диаметром 4-6 мм) и емкость (пластиковая бутылка на 1,0-1,5 л), а также накидные (торцевые) ключи.
    Технология замены тормозной жидкости:
    - из бачка главного тормозного цилиндра резиновой грушей удалить старую ТЖ;
    - залить в бачок новую ТЖ;
    - надеть на штуцер для прокачки тормозов прозрачный шланг и опустить его конец в сосуд;
    - открутив штуцер на пол оборота, слить старую ТЖ (рис. 1.27);
    - при появлении в шланге новой ТЖ (она более светлая), закрутить штуцер;
    - проверить ход и «жесткость» педали тормоза на стоящем автомобиле и при движении.

    Прокачка тормозов необходима в следующих случаях:

    - после самостоятельной замены ТЖ;

    - при мягкой педали тормоза;
    - после ремонта тормозных механизмов;
    - в случае неравномерного торможения автомобиля (например, «увод» в сторону и т.п.)

    В процессе эксплуатации и обслуживания автомобиля в тормозную систему может попасть воздух, что снижает эффективность ее работы. Об этом «сигнализирует» педаль тормоза - она становится подозрительно «мягкой» и «хватает» лишь у самого пола (в конце ее хода машина тормозит неэффективно, ее заносит и т. д.).
    Определить, какой из контуров плохо работает, можно по тормозному следу колес. Для этого автомобиль при скорости 40-60 км/час затормаживают на ровной площадке с сухим однородным покрытием. След от протектора колеса, которое блокируются позже или вообще не блокируется, - признак завоздушивания его тормозного механизма.
    Для удаления воздуха тормозную систему нужно «прокачать». Если замена ТЖ производится на СТО на оборудовании, подающем жидкость под давлением, прокачка тормозов может не производиться.
    Перед началом работ следует убедиться в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, а затем заполнять бачок ТЖ до отметки МАХ.
    Прокачку можно выполнить только с помощником, который по вашим командам «управляет» педалью тормоза.

    Слив тормозной жидкости

    Рис.1.22. Слив тормозной жидкости.

    Надеваем на штуцер тормозного механизма прокачиваемого колеса использовавшуюся для замены ТЖ «установку» - прозрачный шланг, свободный конец которого опущен в банку с тормозной жидкостью.
    На педаль резко нажимаем несколько раз (не менее 4-5), чтобы создать в системе большое давление и «оторвать» пузыри воздуха от стенок каналов.
    Пока помощник удерживает педаль нажатой, отворачиваем штуцер на 1/2...3/4 оборота. Когда жидкость из тормозной системы вытесняется в банку, контролируем наличие (или отсутствие) в ней пузырьков воздуха. После упора педали в «пол» заворачиваем штуцер. Повторяем эти операции, пока из вытекающей по шлангу жидкости не исчезнут пузырьки воздуха.
    Внимание! Для долина или замены нельзя повторно использовать тормозную жидкость, слитую из системы или долго хранившуюся открытой (при длительном хранении очень высока вероятность ее загрязнения и/или насыщения воздухом и водой)!

    Внимание ручник! После прокачки тормозов свободный ход педали тормоза может увеличиться. Наиболее вероятная причина - сбой в работе механизма компенсации зазора колодок а задних тормозных механизмах барабанного типа (он должен автоматически подстраиваться под толщину тормозных колодок по мере износа последних). Если после многократных нажатий на педаль тормоза и дергании за рукоятку ручника щелчки в тормозах не слышны и ход педали остается увеличенным, следует разобрать тормозные механизмы колес и отремонтировать их.