Руководство Forza

    6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ SQR477F

    6.1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

    Автомобиль оснащен двигателем серии SQR477F с электронным блоком управления (далее: ЭБУ) UAES М7.8 (А13- 360501 ОСА). ЭБУ является коммуникационным и вычислительным центром системы управле­ния двигателем - в зависимости от сигналов датчиков, по заранее определенным алгоритмам, он выдает управляющие воздействия на исполнительные устройства системы.

    Характеристика ЭБУ системы управления двигателем

    ЭБУ отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к аналогичным устройствам на рынке электронных систем впрыска топлива. В блоке использована новейшая технология аппаратного обеспечения.
    Битный микропроцессор с достаточным объемом памяти и высокой скоростью обработки информации, а также современные многофункциональные версии портов обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики ЭБУ.

    По своим техническим характеристикам ЭБУ отвечает современным требованиям по охране окружающей среды и соответ­ствующим требованиям к систе­ме бортовой диагностики.

    Функции системы управления двигателем

    Главным управляющим элементом системы управления двигателем является электронный блок управления (ЭБУ). На основании постоянно поступающей от различных датчиков информации ЭБУ осуществляет управление работой системы управления двигателем, обеспечивая оптимальную работу двигателя на различных режимах эксплуатации. Кроме это­го, ЭБУ производит диагностику системы управления двигателем и контролирует работу других систем, действия которых влияют на эксплуатационные качества автомобиля.
    Основные рабочие параметры, контролируемые ЭБУ:
    - положение коленчатого вала;
    - частота вращения коленчатого вала;
    - абсолютное давление воздуха на впуске;
    - температура воздуха на впуске;
    - температура охлаждающей жидкости;
    - положение дроссельной заслонки;
    - выходное напряжение датчиков кислорода;
    - напряжение бортовой сети;
    - скорость автомобиля;
    - наличие детонации.

    К основным функциям ЭБУ относится управление:
    - включением главного реле;
    - работой форсунок;
    - распределением зажига­ния по цилиндрам;
    - временем накопления энергии в модуле системы зажигания (намагничивания катушки зажигания);
    - частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода;
    - работой электробензонасоса;
    - работой электровентилятора системы охлаждения двигателя;
    - работой кондиционера;
    - работой клапана адсорбера;
    - работой контрольных индикаторов системы диагностики;
    - включением блокировки двигателя по сигналу противоугонного устройства автомобиля.

    Управление топливным насосом
    Пусктопливного насоса.
    Топливный насос начинает работать при включении зажигания. В случае если при этом стартер выключен, и двигатель не работает (отсутствует сигнал 58Х), топливный насос выключится через 2 секунды после начала работы. При включении стартера и запуске двигателя насос снова включится, и будет работать до тех пор, пока включен стартер или работает двигатель (присутствует сигнал 58Х).
    Остановка топливного насоса.
    Топливный насос выключается через 0,6 секунды после выключения двигателя или в случае, если поступает соответствующий сигнал от противоугонной системы автомобиля.
    Предварительный впрыск топлива при запуске двигателя
    Для облегчения запуска двигателя производится предварительный впрыск топлива.
    Предварительный впрыск выполняется только один раз при следующих условиях:
    1. Двигатель находится в рабочем состоянии;
    2. Реле топливного насоса активировано;
    3. Время непрерывной работы топливного насоса превышает время задержки нагнетания давления;
    4. Предварительный впрыск ранее не выполнялся.

    Если все приведенные выше условия выполнены, предварительный впрыск перед запуском будет выполнен во всех цилиндрах одновременно (ЭБУ по­даст сигнал на включение сразу всех форсунок).
    Отключение подачи топлива
    При неработающем двигателе ЭБУ не получает сигналы от датчиков контроля и управления режимами работы двигателя и не подает на форсунки соответствующий сигнал (импульсы напряжения) на впрыск топлива.
    Подача топлива прекращается также в случаях, когда присутствуют нижеприведенные условия:
    - частота вращения коленчатого вала превышает 6400 об/мин, но возобновляется, когда частота вращения становит­ся ниже 6000 об/мин;

    - диагностическая система обнаруживает любую неисправность в системе зажигания;
    В случае, если напряжение в электрической системе автомобиля превышает 18 В, система управления двигателем входит в режим принудительного холостого хода.
    Контроль намагничивания катушки зажигания
    Время накопления энергии в модуле зажигания (намагничивание катушки зажигания) определяет энергию искрообразования свечи зажигания. Превышение допустимого значения времени намагничивания может повредить катушку зажигания. Слишком короткое время намагничивания может привести к пропуску зажигания.
    Коррекция угла опережения зажигания
    В режиме пуска система устанавливает фиксированный угол опережения зажигания. Управление моментом зажигания осуществляет ЭБУ, используя сигналы соответствующих датчиков системы управления двигателем. Система позволяет использовать оптимальный угол опережения зажигания при отсутствии детонации, обеспечивая тем самым наиболее благоприятные условия для пуска двигателя и хорошие ездовые качества автомобиля при низком расходе топлива.
    На коррекцию угла опережения зажигания влияет:
    - частота вращения коленчатого вала;
    - нагрузка на двигатель;
    - наличие детонации;
    - температура охлаждающей жидкости;
    - работа кондиционера.

    Контроль частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу
    Установлена номинальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу.

    В зависимости от температуры охлаждающей жидкости (Т) частота вращения коленчатого вала на холостом ходу (V) бу­дет изменяться в соответствии с данными приведенными в таблице 6.1.

    Таблица 6.1

    Т, °С

    V, об/мин

    Т, °С

    V, об/мин

    Т, °С

    V, об/мин

    Т, °С

    V, об/мин

    ниже -20

    1175

    20

    1150

    60

    850

    100

    750

    -10

    1200

    30

    1150

    70

    800

    110

    750

    0

    1200

    40

    1000

    80

    750

    выше 120

    800

    10

    1150

    50

    900

    90

    750

    -

    -

    Где:
    Т - температура охлаждающей жидкости, °С;
    V - частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, об/мин.

    Контроль детонации
    Контроль детонации осуществляется при следующих условиях:
    1. Двигатель работает более 2 секунд.
    2. Температура охлаждающей жидкости двигателя выше 70 °С.
    3. Частота вращения коленчатого вала двигателя превышают 800 об/мин.

    При обнаружении детонации, система, для задержки момента зажигания, изменяет угол опережения зажигания на 5 градусов в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и возобновляет контроль на протяжении следующих 2-3 секунд.

    Управление клапаном продувки адсорбера
    Управление клапаном продувки адсорбера осуществляется ЭБУ в зависимости от состояния двигателя.
    Открытие клапана продувки адсорбера осуществляется при следующих условиях:
    1. Значение напряжения в электрических цепях системы находится в пределах 8-18 В;
    2. Температура охлаждающей жидкости двигателя превышает 0 °С;
    3. Температура воздуха на входе превышает 0 °С;
    4. Система полностью исправна.

    Режимы и условия работы вентиляторов системы охлаждения и кондиционера
    1. Низкоскоростной вентилятор начинает работать, когда температура охлаждающей жидкости превышает 95 °С. Выключается, когда температура охлаждающей жидкости ниже 90 °С.
    2. Высокоскоростной вентилятор начинает работать, когда температура охлаждающей жидкости превышает 99 °С. Выключается, когда температура охлаждающей жидкости ниже 95 °С.
    3. При включении кондиционера, начинает работать вентлятор кондиционера.

    Условия работы кондиционера
    Система кондиционирования воздуха начинает работать при следующих условиях:
    1. Двигатель работает более 7 секунд;
    2. Выключатель кондиционера находится в положении “Включен”;
    3. Все режимы отключения кондиционера не активированы.

    Режимы отключения кондиционера
    Кондиционер отключается в случае высокой скорости вра­щения коленчатого вала двигателя (защита системы кондиционирования):
    - при отключении кондиционера компрессор включится только в случае, если частота вращения коленчатого вала двигателя выше 4900 об/мин;
    - если кондиционер работает, компрессор выключится, когда частота вращения коленчатого вала двигателя превысит 5100 об/мин.

    Кондиционер отключается в случае высокой температуры охлаждающей жидкости (защита системы кондиционирования):

    - при отключении кондиционера, компрессор включится только в случае, если темпе

    ратура охлаждающей жидкости ниже 106 °С;
    - если кондиционер работает, компрессор выключится, когда температура охлаждающей жидкости превысит 108 °С.

    Кондиционер отключается в случае низкой температуры ис­ парителя кондиционера (защита системы кондиционирования):
    При нижеприведенных условиях кондиционер отключится в случае запуска при высокой температуре окружающей среды:
    - датчик испарителя кондиционера неисправен;
    - температура испарителя кондиционера ниже 3 °С.
    При нижеприведенных условиях кондиционер выйдет из ре­жима отключения в случае низкой температуры испарителя кондиционера:
    - датчик испарителя кондиционера в исправном состоянии;

    - температура испарителя кондиционера превышает 4°С.