Свечи зажигания

  • Определение неисправностей двигателя по состоянию свечей зажигания

  • Свечи зажигания несут полезную информацию о работе бензинового двигателя и его отдельных агрегатов. По внешнему виду свечей зажигания можно своевременно определить нарушения в работе двигателя, что позволяет на раннем этапе возникновения устранить неисправность, повысить экономичность и мощностные показатели двигателя.
    Ответственный момент: осмотр свечей зажигания нужно проводить после продолжительной работы двигателя, а лучше всего это сделать после длительной поездки по автомагистралям. Довольно часто многие автолюбители выкручивают свечи зажигания для определения причин неустойчивой работы двигателя сразу после его холодного пуска при отрицательной температуре окружающей среды, и, обнаружив черный нагар, делают поспешные выводы. Хотя на самом деле истинной причиной возникновения такого нагара является принудительное обогащение топливо-воздушной смеси во время работы мотора в режиме холодного старта, а причина нестабильной работы - плохое состояние высоковольтных проводов.
    Поэтому, при выявлении отклонений от нормы в работе двигателя внутреннего сгорания необходимо проехать на заведомо чистых свечах как минимум 250-300 км, и только после этого производить диагностику.

  • свеча зажигания нормально работающего двигателя
  • На фото №1 изображена свеча зажигания, выкрученная из нормально работающего двигателя. Изолятор (юбка) центрального электрода имеет светлокоричневый оттенок, нагар и отложения на электроде минимальны, наблюдается полное отсутствие следов масла. Такой двигатель в своей работе обеспечивает оптимальные показатели расхода топлива и моторного масла.

  • свеча зажигания с повышенным расходом топлива
  • Свеча, изображенная на фото №2, вывернута из двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод и юбка такой свечи покрыты бархатисто-черным нагаром. Причинами такого эффекта может служить богатая воздушно-топливная смесь (неправильно отрегулирован карбюратор или неисправность системы электронного впрыска), засорение воздушного фильтра.

  • свеча зажигания топливо-воздушная смесь которого слишком обеднена
  • На фото №3 изображена свеча из двигателя, топливо-воздушная смесь которого слишком обеднена. Цвет центрального электрода и его юбки такой свечи зажигания вырирует от светло-серого до белого. При работе на обедненной смеси эффективная мощность двигателя падает. Используя такую смесь в цилиндре она долго не воспламеняется, а сам процесс сгорания протекает с нарушениями, и сопровождается неравномерной работой двигателя.

  • свеча зажигания с использованием топлива содержащим избыточное количество присадок
  • Юбка электрода свечи, изображенного на фото №4, имеет четкий оттенок цвета красного кирпича. Как правило, такая окраска вызвана работой двигателя с использованием топлива содержащим избыточное количество присадок, имеющих в своем составе соли металлов. Длительное использование такого топлива приводит к образованию на поверхности изолятора токопроводящего налета. Тем самым, образование искры будет происходить не между электродами свечи, а в месте наименьшего зазора между наружным электродом и изолятором. Это приведет к пропускам зажигания и нестабильной работе двигателя.

  • свеча зажигания c неудовлетворительным состоянием маслоотражательных колпачков
  • Свеча, изображенная на фото №5, имеет отчетливые следы масла, особенно на резьбовой части. Двигатель с представленными свечами зажигания после длительной стоянки обычно некоторое время «троить», и сопровождается выхлопом из выхлопной трубы характерного бело-синего дыма. Далее, по мере прогрева, работа двигателя стабилизируется. Причиной такой неисправности является неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков, что приводит к перерасходу масла.

  • свеча зажигания из неработающего цилиндра
  • Свеча зажигания, показанная на фото №6, вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод такой свечи, а также его юбка покрыты плотным слоем масла смешанного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедших в этом цилиндре. Причина такой неисправности - разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. Симптомы такой неисправности: двигатель «троит» не переставая, заметна значительная потеря мощности, многократно возрастает расход топлива. При появлении таких симптомов затягивать с поиском неисправности нельзя. Необходимо осмотреть свечи зажигания как можно скорее. Для устранения неполадок в описанном случае необходим капитальный ремонт двигателя.

  • свеча зажигания с полностью разрушенным центральным электродом
  • На фото №7 свеча зажигания с полностью разрушенным центральным электродом и его керамической юбкой. Причиной такой неисправности могли стать длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание или просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя при этом сходны с предыдущим случаем. Владельцу автомобиля повезет, если частицы центрального электрода сумеют проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, в противном случае не избежать ремонта головки блока цилиндров.

  • свеча зажигания сгорание масла вследствие износа или залипания маслосъемных поршневых колец
  • Свеча зажигания, изображенная на фото №8, имеет электрод, покрытый зольными отложениями. При этом цвет отложений не играет решающей роли. Причина такого нароста - сгорание масла вследствие износа или залипания маслосъемных поршневых колец. На двигателе наблюдается повышенный расход масла, из выхлопной трубы валит синий дым.
    Состояние свечей зажигания рекомендуется также проверять при проведении планового технического обслуживания автомобиля. При этом необходимо измерять величину зазора между электродами свечи и удалять нагар металлической щеткой. Удаление нагара пескоструйной машиной может привести к возникновению микротрещин, которые в дальнейшем перерастут в более серьезные дефекты, что, в конечном итоге, приведет к случаю, описанному на фото №7. Кроме того, рекомендуется менять местами свечи зажигания, поскольку температурные режимы работы различных цилиндров двигателя могут быть не одинаковы (например, средние цилиндры двигателей с центральным впрыском топлива работают при более высоких температурах, чем крайние).