Кодекс Украины об административных правонарушениях

    Раздел IV Производство по делам об административных правонарушениях

  • Глава 18 Основные положения

  • Статья 245. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в точном соответствии с законом, обеспечение выполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности.

    Статья 246. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
    Порядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется настоящим Кодексом и другими законами Украины.
    Порядок производства по делам об административных правонарушениях в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах определяется настоящим Кодексом и другими законами Украины.

    Статья 247. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит закрытию при следующих обстоятельствах:
    1) отсутствие события и состава административного правонарушения;
    2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
    3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;
    4) совершение действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
    5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
    6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
    7) окончание на момент рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса;
    8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, или неотмененного постановления о закрытии дела об административном правонарушении, а также сообщение о подозрении лицу в уголовном производстве по данному факту;
    9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

    Статья 248. Рассмотрение дела об административном правонарушении на принципах равенства граждан
    Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на принципах равенства перед законом и органом (должностным лицом), рассматривающим дело, всех граждан независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языка и других обстоятельств.

    Статья 249. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении
    Дело об административном правонарушении рассматривается открыто, кроме случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны.
    С целью повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или проживания нарушителя.

    Статья 250. Прокурорский надзор за выполнением законов в ходе производства по делам об административных правонарушениях
    Прокурор, заместитель прокурора, осуществляя надзор за соблюдением и правильным применением законов при производстве по делам об административных правонарушениях имеет право: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; принимать участие в рассмотрении дела; заявлять ходатайство; давать заключения по вопросам, которые возникают во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административные правонарушения; вносить представление, обжаловать постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении, а также совершать другие предусмотренные законом действия.
    При производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1724–1729 настоящего Кодекса, участие прокурора в рассмотрении дела судом является обязательным.

    Статья 251. Доказательства
    Доказательствами в деле об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, показаниями технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, используемым при надзоре за выполнением правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.

    Статья 252. Оценка доказательств
    Орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основывается на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

    Статья 253. Передача материалов прокурору, органу досудебного расследования
    Если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки уголовного правонарушения, он передает материалы прокурору или органу досудебного расследования.

Содержание